Ольга Белякова
План по самообразованию 2015–2016 г. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию музыкального руководителя "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
Начала работы над темой – 2015 год.
Предполагаемая дата окончания работы – 2016 год.
"Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы" (Г. М. Науменко).
Цель:
Публикация «План по самообразованию 2015–2016 г, Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Расширить представления об эмоциях; формировать умение выражать эмоции под музыку движениями; развивать умение детей различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес; совершенствовать навык снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Задачи:
1. Изучение материала по развитию эмоциональных и выразительных движений детей в музыкальной деятельности.
2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.
3. Использовать в работе теоретический и практический материал по обучению
детей дошкольного возраста эмоциям.
4. Создание эмоциональной сферы с помощью дидактических, подвижных игр.
Актуальность.
Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Не даром ее называют "зеркалом души человеческой", "эмоциональным познанием", "моделью человеческих эмоций"
(В. В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это наши эмоции. Эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
Музыка занимает важное место в жизни ребенка. Она воздействует на его эмоциональную сферу, вызывая богатые переживания. Малыш чувствителен к музыкальной гармонии, ритму. Поэтому у него формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определенное содержание, что лежит в основе музыкальности.
Часто в жизни мы сталкиваемся с негативными явлениями: злоба, страх, агрессивность и т. п., порой забывая о том, что есть и светлые чувства: любовь, ласка, доброта - то, что мы должны передать своим детям. И, чтобы был эмоциональный настрой, дети могли видеть мир положительным, ярким взглядом,познать красоту жизни,быть уверенным в себе, смелым, добрым, - нужна музыка, которая поможет расширить представления детей о чувствах.
Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому на занятиях использую те музыкальные произведения, которые помогают снять эмоциональное и мышечное напряжения.
Ожидаемые результаты.
- эмоционально отзываться на музыку;
- мимика и пантомимика выразительны, умеет передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, восторг, настороженность, тревога и т. д., умеет выразить свои движения в словах;
- изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;
- умеет анализировать небольшие музыкальные произведения (характер музыки, средства выразительности);
- получает необходимые умения, эмоциональность на занятиях.
Сроки реализации-1 год.
Практическая и теоретическая реализация по теме самообразования:
Сентябрь. "Развитие эмоциональной сферы".
Приобретение музыкального репертуара и литературы.
Изготовление пиктограмм по эмоциям.
Октябрь. Диагностика.
Использование дидактических игр, графических рисунков для выявления эмоциональных
особенностей дошкольников.
Ноябрь. "Музыкально-ритмическая гимнастика".
Подборка эмоциональных упражнений для танцевального творчества.
Декабрь. "Я – хозяин своих чувств".
Расширить эмоциональный словарный запас.
Индивидуальные занятия по выявлению эмоций с помощью песен-распевок.
Январь. "Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости".
Изучение теоретического материала по данной теме.
Выступление на педагогическом совещании.
Февраль. "Насколько эмоционален ваш ребенок".
Провести анкетирование среди родителей.
Изучить литературу: "Эмоциональное развитие дошкольников".
Март. "Эмоциональная насыщенность игр на музыкальном занятии"
Практикум для педагогов дошкольных учреждений.
Составление картотеки по данной теме.
Апрель. "Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности".
Составить информацию для родителей.
Использовать результаты работы с детьми на праздниках.
Май. Диагностика.
Провести диагностику эмоциональной отзывчивости по Урунтаевой Г. А.
Качественные проявления по 3-х бальной системе:
1 балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается не слушает;
2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются
по инициативе взрослого,носят неустойчивый характер;
3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко,
без инициативы взрослого.
Суммарный балл позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости ребенка:
24-30 баллов - высокий;
20-24 балла - средний;
до 20 баллов - низкий.
---
Фамилия, имя! Особенности восприятия
ребенка!
---
! Сосредоточен-!Воспроизведение!Интерес к!Эмоциональный!Адекватность
! ность!в мимике!слушанию!оклик!эмоц. реакций
! !и движении!музыки!на музыку!передаваемому
! !ритмич. рисунка!! !в произведении
! !! ! !настроению
---
Список используемой литературы.
Ветлугина Н. А. "Методика музыкального воспитания в детском саду", М. ,"Просвещение", 1989г.
Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,
Т. С. Комаровой/.
Метлов Н. А. "Музыка детям", М., "Просвещение", 1985 г.
"Музыка, движения, эмоции, игра" Н. Г. Куприна.
"Психогимнастика" М. И. Чистякова.
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. "В мире детских эмоций. " М. : Айрис-пресс,
2004.
"Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневская: Учитель,2011
"Развитие ребенка в музыкальной деятельности" М. Б. Зацепина /Сфера, 2010/.
Программа "Радуга" Т. Н. Доронова (раздел музыкальное восприятие)
Радынова О. П. "Музыкальное воспитание дошкольников" М. ,1994г.
Буренина А. И. Программа "Ритмическая мозаика". М. ,1994г.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. "Практикум по дошкольной психологии". М. ,1998г.