Наталья Козлова
Использование морфологической таблицы для моделирования занятия в ДОУ
Сегодня я хочу поделиться с вами неким лайфхаком, который помогает нам с коллегами при составлении конспекта занятия. Процесс планирования занятий требует от педагога не только глубоких знаний и понимания возрастных особенностей детей, но и умения эффективно сочетать различные методы и формы работы.
Для решения этих задач мы, в нашем ДОУ используем морфологическую таблицу. Она помогает нам систематизировать информацию, выбрать наиболее подходящие методы и формы работы, а также оценить эффективность проведённого занятия.
Публикация «Использование морфологической таблицы для моделирования занятия в ДОУ» размещена в разделах
Морфологическая таблица — это инструмент, который помогает систематически исследовать все возможные комбинации и варианты решений определённой проблемы или задачи. Она основана на принципе морфологического анализа, который заключается в разбиении задачи на отдельные компоненты (параметры) и последующем переборе всех возможных сочетаний этих компонентов.
Как работать с морфологической таблицей
1. Определение разделов занятия и функциональных блоков.
- Сначала определяем основные разделы занятия, например: организационный момент (начало, основная часть, заключительный (рефлексия) этап.
- Затем выделите функциональные блоки, которые могут включать различные аспекты занятия, такие как познавательная деятельность, игровая деятельность, творческая деятельность и т. д.
2. Заполнение таблицы.
- В вертикальные графы мы поместили разделы занятия.
- В горизонтальные графы - функциональные блоки.
- На пересечении строк и столбцов запишите возможные формы или методы работы, которые могут быть использованы в каждом разделе и функциональном блоке. Например, на пересечении строки «Новый материал» и столбца № 4 может быть записано «Проблемные ситуации».
3. Анализ полученных комбинаций.
- Проанализируйте все комбинации и выберите те, которые наиболее соответствуют поставленным целям и задачам.
- Например, если форма занятия — «Викторина», (она может включать вопросы и ответы, командные задания, что способствует активизации познавательной и социальной активности детей). Можно выбрать следующую комбинацию занятия: начало занятия- видеосюжет, новый материал - логические задачи, закрепление – игровая обучающая ситуация (ИОС, рефлексия – игра.
4. Обсуждение и корректировка.
- Обсудите полученные решения с коллегами или методистом, чтобы учесть разные точки зрения и внести необходимые коррективы.
- Например, коллеги могут предложить альтернативные методы или формы работы, которые также соответствуют целям занятия.
5. Реализация выбранного решения.
- Проведите занятие, используя выбранную комбинацию методов и приёмов.
- Зафиксируйте ход занятия и его результаты.
6. Оценка эффективности.
- После проведения занятия оцените его эффективность, внесите коррективы в дальнейшие планы и методы работы.
Например, если результаты занятия оказались неудовлетворительными, можно проанализировать причины и выбрать другую комбинацию методов и приёмов для следующего занятия.
Спасибо за внимание!