Марьяна Ратютина
Отчет по самообразованию воспитателя «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема социализации ребенка дошкольного возраста, а именно использование сюжетно-ролевой игры как основного инструмента вхождения в общество, является интересной для изучения. Так как несет в себе большое количество материала, полезного для применения в реальных условиях.
Социализация – процесс, результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя „Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. Игра для дошкольника – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действиями с предметами.
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной игровой обстановке. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой цель:
Освоить современные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры с детьми второй младшей группы.
1. В ходе работы над темой самообразования была изучена и проанализирована следующая методическая литература:
1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
Анализ данных методических пособий позволил сделать вывод об актуальности данной проблемы в современной дошкольной педагогике. Проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младшихдошкольников, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли;
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
Анализ методической литературы позволил выделить задачи для развития детского игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей младшего дошкольного возраста. Они следующие:
1. Влиять на развитие сюжета.
Обучать игровым действиям:
• подражать трудовым и бытовым действиям;
• связывать 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет;
• придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в образовательной деятельности и в процессе наблюдений.
2. Учить ребёнка выбирать и брать на себя определенную роль. Называть её словами.
3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.
4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека. Формировать доброжелательные отношения.
2. Сюжетно-ролевая игра детей второй младшей группы – это ролевое парное взаимодействие. (взрослый – ребёнок, основная роль принадлежит взрослому, ребёнку – дополнительная роль; в «игре в семью» это роль дочки, в игре в «Парикмахерскую» – это роль клиента) Например, двое играющих в «магазин», «аптеку» или «больницу», умея словесно обозначить свои роли, дальше лучше понимают, какой диалог вести и какие действия совершать в игре.
3. Учитыва всё это, я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. При её составлении очень полезным оказался материал Губановой Натальи Фёдоровны «Игровая деятельность в детском саду», где представлены некоторые сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, презентаций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводились наблюдения с детьми за работой няни, медсестры, организовались целевые прогулки, на которых обращалось внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для этого провела ряд консультаций: «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте», «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью», «Учим ребёнка общаться». После этого они оказали помощь в создании развивающей среды, в приобретении игрушек. Мною была организована драматизация сказки «Репка», где некоторые родители изготовили атрибуты к сказке.
Таким образом, работа по самообразованию позволила освоить современные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры с детьими второй младшей группы. Для себя я установила следующие правила :
1. Необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте.
3. Эффективный прием руководства играми детей младшего дошкольного возраста - прямое участие воспитателя в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.