Мария Калинина
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте сложно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Недаром профессор Николай Матвеевич Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Задачи сенсорного воспитания :
1. поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом;
2. формировать представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
3. формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
Основываясь на задачи сенсорного воспитания, на третьем году жизни дети должны научиться:
-с интересом и удовольствием действовать со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;
-успешно выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;
-подбирать пары, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;
-различать среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий;
-проявлять интерес к количественной стороне множеств предметов и другие.
Исходя из этого, необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из важных условий для развития познавательных интересов детей. И очень важно обеспечить единство развивающей предметной-пространственной среды и содержательного общения с взрослыми. Для детей образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. В групповом пространстве выделены специальные центры, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойств.
В нашей группе есть центр сенсорики, где представлены различные пособия и игры для сенсорного развития детей, некоторые из них сделаны руками педагогов и родителей. Стараемся подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (одного цвета, но разного размера, одинакового размера, но разного цвета и т. п.).
Создан центр воды и песка, в котором представлены следующие предметы: совки, формочки, некрупные игрушки для закапывания, палочки, грабельки, набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, пластиковые шарики и т. д.
Игры с песком и водой в раннем возрасте вызывают массу положительных эмоций, так как это одна из форм естественной жизни ребёнка. Они развивают тактильные ощущения, воображение, внимание, познавательный интерес.
Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Для этого создан центр конструирования, в котором представлены - кубики (разного цвета и величины, строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей.
Таким образом, деятельность в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, познавательного интереса.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.
Таким образом, работа по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию познавательного интереса, сотрудничеству со взрослыми и детьми, действиям с предметами; мотивирует к самостоятельным действиям с предметами в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. В своей работе по формированию представлений о сенсорных эталонах дидактические игры применяю в качестве одного из методов проведения самих занятий, а также в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. И провожу их не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Руководя дидактическими играми, я сохраняю заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Считаю, дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал был неизвестен детям, я оказываю активное педагогическое воздействие. В своей практике по сенсорному воспитанию детей раннего возраста использую такие виды дидактических игр: игры-забавы; настольно-печатные; словесные; музыкальные. Считаю, что обязательным элементом дидактических игр является: отражение учебного материала; выделение игровых задач; наличие правил, действия играющих; подведение итогов игры.
Таким образом, развитие познавательного интереса у детей раннего возраста с помощью одного из средств сенсорного воспитания – дидактических игр и упражнений будет успешным, если будут созданы условия для эффективного их использования.
Работа по развитию познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания осуществляется мной в тесном сотрудничестве с семьёй. Целью работы с семьёй, является не только просвещение родителей в вопросах развития интереса и сенсорного воспитания у детей, но и возможность сделать этот познавательный процесс интересным для них.
Была проведена и оформлена консультация по теме «Дидактические игры в детском саду и дома». Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Объясняла взрослым, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.
Таким образом, использование средств сенсорного воспитания для развития познавательного интереса у детей раннего возраста становится возможным при выполнении следующих условий:
- наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности;
- наличие эффективных методов и приемов работы с детьми; совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательного интереса детей раннего возраста уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.