ИРИНА ПОПОВА
Программа по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию : "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"
Актуальность: Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей—способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.
Публикация «Программа по самообразованию „Познавательно-исследовательская деятельность“ для среднего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и требованиям к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Цель данной работы – создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
-воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
-прививать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; подгрупповые; консультативная работа с педагогами, обмен опытом работы; консультативная работа с родителями.
Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Теоретический этап
1. Подбор методической литературы для изучения. Сентябрь
2. Изучение методической литературы Октябрь
Методическая литература
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2016.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой. -М., 2014.
6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М. : АРКТИ, 2015.
7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.
Практический этап
3. Работа с детьми Октябрь-май
1)Составление тематического планирования познавательно-исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения)
«Воздух-невидимка» (опыт)
Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.
«Сыпучие барханы»
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
«Пузырьки – спасатели»
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу
«Цветные льдинки»
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (замерзать на холоде, принимать форму емкости)
«Снег и лёд»
Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твёрдость.
«Кто живёт в воде?»
Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
«Волшебная рукавичка»
Выявить способность предмета притягивать некоторые предметы
«Где будут первые проталинки?»
Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
«Тепло-холодно»
Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода.
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
«Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
«Посадим огород» (эксперимент)
Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет).
«Какая бывает земля?»
Закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
«Ткань» (исследование)
Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
«Разноцветные шарики»
Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
«В мире стекла»
Выявить свойства предметов, изготовленных из стекла
«В мире пластмассы»
Выявить свойства предметов, изготовленных из пластмассы
«В мире дерева»
Выявить свойства предметов, изготовленных из дерева
«Путешествие в прошлое бумаги»
познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
«Вещество. Резина»
Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
«Волшебный луч, тень»
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
«Что отражается в зеркале?»
Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
2) Дидактические игры
«Полезные продукты»
Расширение и актуализация знаний детей о витаминах и полезных продуктах
«Так бывает или нет»
Научить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
«Какое время года?»
Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«Отгадайте, что за предмет
Научить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
«У кого кто»
Закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
«Кто (что) летает?»
Закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
«Какое что бывает?»
Научить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
«Бывает — не бывает» (с мячом)
Развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
«Когда ты это делаешь?»
Закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
«Будь внимательным»
: Дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.
«Кто скорее соберет?»
Научить детей группировать овощи и фрукты;
«Отгадай — ка!»
Научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
«У кого какой цвет?»
: Научить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.
«Кто что слышит?»
Научить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.
4. Работа с родителями Октябрь-май Пополнение уголка природы (природный материал, атрибуты для проведения опытов, приобретение семян, совместное изготовление дидактических игр.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраст».
Консультация ««Экспериментируйте с детьми дома!»
Консультация «Роль семьи в формировании познавательных интересов»