Получи документы

Программа по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» для среднего возраста

ИРИНА ПОПОВА
Программа по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема по самообразованию : "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"

Актуальность: Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей—способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Публикация «Программа по самообразованию „Познавательно-исследовательская деятельность“ для среднего возраста» размещена в разделах

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и требованиям к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Цель данной работы – создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;

- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;

-прививать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; подгрупповые; консультативная работа с педагогами, обмен опытом работы; консультативная работа с родителями.

Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

1. Подбор методической литературы для изучения. Сентябрь

2. Изучение методической литературы Октябрь

Методическая литература

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2014.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2016.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой. -М., 2014.

6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М. : АРКТИ, 2015.

7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.

Практический этап

3. Работа с детьми Октябрь-май

1)Составление тематического планирования познавательно-исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения)

«Воздух-невидимка» (опыт)

Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.

«Сыпучие барханы»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

«Цветные льдинки»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (замерзать на холоде, принимать форму емкости)

«Снег и лёд»

Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твёрдость.

«Кто живёт в воде?»

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

«Волшебная рукавичка»

Выявить способность предмета притягивать некоторые предметы

«Где будут первые проталинки?»

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

«Тепло-холодно»

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

«Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

«Посадим огород» (эксперимент)

Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет).

«Какая бывает земля?»

Закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

«Ткань» (исследование)

Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

«Разноцветные шарики»

Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

«В мире стекла»

Выявить свойства предметов, изготовленных из стекла

«В мире пластмассы»

Выявить свойства предметов, изготовленных из пластмассы

«В мире дерева»

Выявить свойства предметов, изготовленных из дерева

«Путешествие в прошлое бумаги»

познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

«Вещество. Резина»

Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

«Волшебный луч, тень»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

2) Дидактические игры

«Полезные продукты»

Расширение и актуализация знаний детей о витаминах и полезных продуктах

«Так бывает или нет»

Научить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

«Какое время года?»

Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

«Отгадайте, что за предмет

Научить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

«У кого кто»

Закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

«Кто (что) летает?»

Закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

«Какое что бывает?»

Научить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

«Бывает — не бывает» (с мячом)

Развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

«Когда ты это делаешь?»

Закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

«Будь внимательным»

: Дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

«Кто скорее соберет?»

Научить детей группировать овощи и фрукты;

«Отгадай — ка!»

Научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

«У кого какой цвет?»

: Научить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

«Кто что слышит?»

Научить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

4. Работа с родителями Октябрь-май Пополнение уголка природы (природный материал, атрибуты для проведения опытов, приобретение семян, совместное изготовление дидактических игр.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраст».

Консультация ««Экспериментируйте с детьми дома!»

Консультация «Роль семьи в формировании познавательных интересов»

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» для среднего возраста
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 18:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» для среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ПОПОВА (УИ 824563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД