Козлова Екатерина
Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность образовательной программы
Как много негативного в современном мире! И всё это зачастую находит прямое-отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивны, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.
К сожалению агрессия, приобретённая в раннем детстве, носит устойчивый характер, и сохраняется на протяжении жизни.
Темочки:
Всё чаще и чаще можно услышать фразы: «Какой агрессивный ребёнок! От куда в нём столько агрессии?» Что бы разобраться в этом, для начало важно узнать, что агрессивность является нарушением поведения ребёнка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности поведения детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 год, 3 и 7 лет).И эти периоды в жизни ребёнка, несмотря на всю сложность,свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника Кроме того, например, с точки зрения гештальт- психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного его изменения.
Агрессивный ребёнок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события.
Стало необходимым проведение работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Один из способов оказания психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно- развивающей программы.
1.2. Цель и задачи образовательной программы :
Цель:коррекция агрессивного поведения детей путем оптимизации и нормализации способов поведения
Задачи:
1. Предоставить возможность проявить агрессивные чувства и снять чрезмерное напряжение детей.
2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности дошкольника.
3. Обучить приемам саморегуляции и выплеска агрессивных желаний в конструктивной и приемлемой форме.
4. скоординировать и интегрировать деятельность педагогов и родителей в этом направлении.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
- контакт с ребенком и его семьей;
- уважительное отношение к личности ребенка и родителей;
- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
-сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :
- Гуманитарный, как основа учета личного опыта детей, индивидуального процесса познания ребенком;
- Системно- деятельностный, как основа учета ведущего вида деятельности- игровой, установление обратной связи с детьми и родителями.
1.4. Возрастные характеристики развития детей
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Также может использоваться для младшего школьного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы
По итогам программы планируются следующие результаты:
У ребенка
-снизится уровень агрессии;
- сформируется эмпатия и доверительное отношение к окружающим, способности контроля негативных эмоций;
- закрепятся навыки адаптивного поведения и конструктивного общениясо взрослыми и сверстниками;
Ребенок познакомится:
- с адекватными способами реагирования;
- с приемами самоконтроля снятия накопившегося эмоционального напряжения;
-научится использовать приобретенные знания, умения и навыки.
1.6. Формы определения результативности реализации образовательной программы
Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.
Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции :
• Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
• Преобладание положительных эмоций;
• Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
• Изменение характера детских рисунков.
1.7. Обоснование выбора содержание программы
Программа разработана на основе образовательной программы МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск». В программе уделено внимание проявление агрессивности у детей дошкольного возраста. Данных проявлений на наш взгляд является часто проявляющих. Это обусловило создание данной образовательной программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
Диагностический Модуль.
№ Тема Цель Дидактический материал Сроки
Диагностика Изучение агрессивности у детей - Проективная методика «Несуществующее животное»
- Тест «Рука»
- Анкетирование родителей
- Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
Сентябрь
Коррекционный модуль.
1 Наше
настроение
Познакомить детей с
понятием настроения и его
проявлением; ввести
наглядные образы,
символизирующие
настроения. Плакат «3
настроения»,
бумага,
карандаши.
Октябрь
2 Волшебные
слова
Знакомство детей с добрыми
словами, закреплять умение
определять эмоциональное
состояние близких людей,
знакомых побуждать к
оказанию помощи. Золотая шкатулка
Октябрь
3 Злость.
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Знакомство с чувством злости,
тренировка умения различать
эмоции. Пиктограмма с
изображением
злости, мелкая
игрушка Ноябрь
4 Как
справиться с
гневом.
Рекомендации для педагогов «Что делать с агрессивным ребенком.» Познакомить детей со
способами выражения
отрицательных эмоций и
управления ими. Клубочек ниток,
«Волшебный
мешочек»,
мусорное ведро. Ноябрь
5 Конфликтные
ситуации и
поступки. Учить детей анализировать
собственное поведение и
поступки других.
Фишки красного и
черного цветов Декабрь
6 Прощение. Учить детей
снисходительному,
понимающему отношению
друг к другу. Фотографии двух девочек, музыкальный диск, карандаши, бумага.
Декабрь
7 Наши
переживания.
Побудить стеснительных
детей рассказывать о своих
заботах и проблемах.
Разные камушки. Январь
8 Какой я? Расширение представления о
себе.
Иллюстрации или
игрушка какого-
ни будь
необычного зверя.
Январь
9 Страх.
Памятка для родителей «Как бороться с агрессивностью детей». Учить детей узнавать чувство
страха, развивать умение
справляться с эти чувством.
Иллюстрация к
сказке «Крошка
Енот» Февраль
10 Страх 2.
Рекомендации для педагогов «Игры и упражнения, направленные на снятие агрессии». Преодоление неуверенности в
себе, тревожности, страха
самостоятельной деятельности.
Игрушки Зайчик,
Белочка, бумага
для оригами. Февраль
11 Неуверенность.
Преодоление неуверенности,
чувства неполноценности при
низкой самооценке. Картинки с
изображением
ромашки и розы.
Март
12 Дружба.
Закреплять знания правил
доброжелательного
поведения, учить детей
дифференцировать ощущения
дружбы. Фотография двух
девочек.
Март
13 Настоящий друг.
Учить правилам дружбы,
развивать дружелюбие. Камушек, доска,
повязка для глаз.
14 Послушание.
Дать детям представление о
послушании. Диск с музыкой,
карандаши,
бумага. Апрель
15 Чашка
доброты. Осознание понятия доброты.
Подведение итогов. «Волшебный
мешочек»,
конфеты. Апрель
Аналитический модуль.
Проведение повторной диагностики детей, оценка эффективности работы, составлений рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Педагог-психолог (разрабатывает систему работы, сопровождает самостоятельную деятельность детей в группе. Оснащает необходимыми материалами).
3.2. Материально- техническое обеспечение программы :
Для реализации программы необходим следующий материал:
-демонстративный материал;
- Мультимедиа;
- Дидактические игры, пособия;
3.3. Научно-методическое обеспечение программы
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск» (Приказ №27 от 17.09.2014г.)
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, 2000.
- Осеева В. «Волшебное слово»
- Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
- Осеева В. «Синие листья»
- Максвелл А. «Вечерние рассказы»
- Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб. : Питер, 2008.
3.4. Время и сроки реализации программы
Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 2 раза в месяц, в первой половине дня, продолжительность 15-20 мин.
3.5. Организация предметно-развивающей среды
Прежде всего, необходимо учесть, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, 2000.
2. Осеева В. «Волшебное слово»
3. Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
4. Осеева В. «Синие листья»
5. Максвелл А. «Вечерние рассказы»
6. Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб. : Питер, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта индивидуального развития ребенка
Фамилия, имя, ___
Дата рождения ___
Психологические особенности развития ребенка Уровень проявления
Начало уч. г. Конец уч. г.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Особенности развития личностной сферы
1. Тревожность
2. Переживание страха
3. Агрессивность
4. Самооценка
5. Проявление негативных реакций (капризы, упрямство, негативизм)
6. Гиперактивность