Ирина Рогова
Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Публикация «Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Особенности реализации программы предполагаю сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является её функциональность. Тематика программы в рамках определённых программных разделов может изменяться и дополняться с учётом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Направленность программы дополнительного образования «Лего конструирование» - техническая.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы : 1-восприятие; 2-мышление;3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Данная программа разработана с учё том нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
• Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Использование LEGO – конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель: развивать технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.
Данный курс призван решить следующие задачи:
Обучающие:
– обучение конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формирование предпосылок учебной деятельности: умение трудится, выполнение задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доведение начатого дела до конца, планирование будущей работы.
Развивающие:
- развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
- совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, выявление одарённых, талантливых, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развитие мелкой моторики рук, стимулирование в будущем общего речевого развития, умственных способностей.
Воспитательные:
- воспитание культуры и норм поведения в социуме, умений ребенка работать в коллективе, паре;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия.
Принципы, лежащие в основе программы :
- научность;
- доступность;
- связь теории с практикой
- личностно-ориентированный подход;
- дифференцированность;
- систематичность и последовательность
Возраст детей
Программа рассчитана на группу от 8 до 10 человек Возраст детей 5-6 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься лего- конструированием.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения (108 часов).
Формы организации учебных занятий.
В данном курсе предполагается использование групповой формы организации деятельности учащихся на занятии. Длительность одного занятия 25 минут (перерыв 5 минут). Периодичность занятий – 3 ч. в неделю. В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников:
- практикум;
- консультация;
- исследование;
- Сюжетно-ролевая игра;
-соревнование;
- выставка;
- защита творческой работы.
Ожидаемые результаты
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по заданным условиям
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования;
- применять на практике изученные конструкторские, инженерные и вычислительные умения и навыки;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавая модели реальных объектов и процессов;
- пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками. Приобретут:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- умение работать в команде;
- разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Формы подведения итогов
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы : выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях. Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему. Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
Оценивание предметных и метапредметных результатов обучающихся:
1 балл – базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
2 балла – повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.
3 балла – творческий уровень решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.
Оценивание личностных результатов обучающихся:
- показатель не проявляется – 0 баллов;
- показатель проявляется редко – 1 балл;
- показатель проявляется периодически – 2 балла;
- показатель проявляется постоянно – 3 балла.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
1. В качестве текущего контроля используются опрос, тестирование обучающихся во время занятий, проверка их исследовательских работ.
2. В качестве средств итогового контроля применяется защита воспитанниками своих творческих проектов с последующим обсуждением в группе;
3. В качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за детьми, индивидуальные беседы с ними и их родителями.
Учебный план модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ п/п Модули
Количество часов
Формы аттестации
Всего Теория Практика
1 Первичные представления о разнообразии LEGO конструкторов 12 6 6 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
2 Моё любимое село 14 7 7 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
3 Транспорт помощник 12 6 6 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
4 Новогодний калейдоскоп 12 6 6 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
5 В гостях у сказки 10 5 5 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
6 Город мастеров 12 6 6 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
7 Весна шагает по планете 14 7 7 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
8 Космос 12 6 6 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
9 Диагностическое наблюдение
10 5 5 Педагогические наблюдения
Практическая работа
Презентация творческих работ
Итого 108 54 54
V Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.
Методическая литература
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2015.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.
2. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2015.
3. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
4. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2016.
5. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2015.
6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2015