Тамара Грузинова
Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Публикация «Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
ЛЕГО-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью ЛЕГО-конструкторов. Кроме того, актуальность ЛЕГО-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
На сегодняшний день, ЛЕГО-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности.
Дополнительная образовательная программа по «ЛЕГО - конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дополнительная образовательная программа «ЛЕГО - конструирование» содержит перспективное планирование занятий для детей старшей и подготовительной групп.
Теоритической базой программы являются методические пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М. : ТЦ «Сфера», 2017 г.
Цель программы : Познакомить детей с основами конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
• определять, различать и называть детали конструктора;
• конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать в паре, коллективно;
• уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
• способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
• самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.
Принципы ЛЕГО-конструирования
Основные принципы по ЛЕГО-конструированию :
• от простого к сложному;
• учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
• активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
• комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
• результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Срок усвоения дополнительной образовательной программы по «ЛЕГО - конструированию» 2 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Объем программы рассчитан на 36 недель, с нагрузкой - 2 раза в месяц, 18 занятий в год. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 5до 6лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30.
Структура программы. Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется конструкторская деятельность. Последующий год усложняется по содержанию, по объёму знаний, задачам и способам реализации.
1.2. Планируемые результаты освоения программы «ЛЕГО - конструирование»
К шести годам:
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в
конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению
работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым;
любит и по собственной инициативе конструирует из ЛЕГО-
конструктора;
создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме,
условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные
композиции;
проявляет творческую активность и самостоятельность. Может
самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению,
осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели;
умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных творческих работ.
К семи годам:
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности;
проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе ЛЕГО-конструирования, имеет творческие увлечения;
демонстрирует высокую техническую грамотность;
владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов;
охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе
коллективных работ.
II. Содержательный раздел
2.1. Реализация содержания дополнительной программы «ЛЕГО - конструирование»
Содержание дополнительной образовательной программы ЛЕГО-конструирование реализуется в непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей.
Основная форма проведения занятий - игра-практикум.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть: цель, которой - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть: собственно конструирование. Цель основной части занятия - развитие способностей к наглядному моделированию, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.
Заключительная часть. Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Обыгрывание построек, выставка работ.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, мелкие игрушки.
На занятиях используются четыре основных вида конструирования: по образцу, по условиям и замыслу, по схемам и чертежам.
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
Формы организации образовательного процесса : групповой, по подгруппам, индивидуальный.
Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы :
Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный: обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).
Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей :
познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения;
речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя;
художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений;
физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.