Ирина Рогова
Программа детско-родительского клуба по лего-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание
4. Методическое обеспечение
5. Список литературы
6. Приложение
«Календарно-тематический план» 1 год
Детско- родительский клуб «Лего-конструирование».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении – это форма организации совместной работы педагогов и родителей, как объединение всех субъектов образовательного процесса в детском саду : родителей, детей,
педагогов.
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Темочки
В клубе реализуются познавательные и творческие интересы детей и родителей. Предоставляется возможность общения семей друг с другом. С этой целью был организован детский родительский клуб под названием «Лего- конструирование».
Так как, конструируя дети играют. А игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в котором формируется личность ребёнка. Лего- конструирование предполагает обучение по спирали: от простейших задач к более сложным. В процессе лего- конструирования малыш развивает память, воображение и речь, тренирует внимание, учиться мыслить. Лего- конструирование предполагает достижение какого-то промежуточного результата, который затем переносится в следующую игру. Лего- конструирование идеальная среда для стимулирования творческих способностей малыша, позволяет ребёнку реализовать свои природные потребности в творческом созидании. Этому способствует созидание специальной развивающей среды.
Детско- родительский клуб, создан для повышения родительской компетентности и сопровождения семьи в вопросах познавательного, эмоционального и творческого развития ребёнка, через развивающие игры нового поколения.
Основная цель работы.
Детско-родительского клуба.
1. Объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребёнка.
2. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и ДОУ; объединение их в одну команду.
3. Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами, решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого.
4. Укрепление института семьи.
Задачи работы семейного клуба.
1. Создание положительной эмоциональной среды, общения между детьми, родителями и педагогами ДОУ.
2. Обогащение педагогических знаний и умений родителей, поддержка их уверенности в собственных возможностях.
3. Повышение культуры родителей, формирование сознательного и ответственного отношения к воспитанию детей.
4. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
5. Обобщить лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности.
Направление работы клуба : техническое, практически-действенное, социо- культурное.
Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности, открытости, личной заинтересованности, взаимопонимании, доверия.
Формы работы.
1. Изучение семей, анкетирование.
2. Совместные детско-родительские встречи.
3. Участие в подготовке выставок, конкурсов.
4. Консультации.
5. Практические занятия.
Методы:
1. Игровой (дидактические игры, инсценировки).
2. Словесный (чтение стихов, беседы).
3. Практические (совместные действия, выполнение конструкций).
4. Наглядный (показ, наблюдения, рассматривание иллюстраций).
Принципы:
В основу лего- конструирования заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.
Детско-родительский клуб «Лего-конструирование» проводится 1 раз в месяц.
Время проведения 40мин.
Участники клуба : дети и родители.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Ознакомительное занятие «Лего- конструктор», строительство по замыслу. 40мин 20мин 20мин
2 Моделирование заборов, оград.
40мин 20мин 20мин
3 Зоопарк. (Слон, жираф). 40мин 20мин 20мин
4 Детский сад. (Дети). 40мин 15мин 25мин
5 Заюшкина избушка. 40мин 15мин 25мин
6 Новый год. (Дед Мороз). 40мин 15мин 25мин
7 Птичий двор. (Птицы). 40мин 15мин 25мин
8 Домашние животные. 40мин 15мин 25мин
9 Авто станиция 40мин 15мин 25мин
3. Содержание.
3.1. Содержание I года обучения.
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Задачи
Материал Ход непосредственной образовательной деятельности
1
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу
Знакомство с названиями деталей лего, учить различать и называть их.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Музыкальный центр;
наборы деталей конструктора;
мелкие игрушки.
1. Орг. момент.
Дети и родители первый раз приходят в гости к роботу-Легоше. Педагог от лица робота рассказывает детям и родителям о замечательном конструкторе лего.
2. Просмотр презентации, тема: «Леголенд».
3. Физкультминутка
4. Чтение стихотворения:
Любим мы конструктор лего
Удивительный такой,
Обучает человека
Развивающей игрой!
Лего - кубики цветные
Их скорей соедини:
И запляшут человечки,
И заползают жуки.
5. Техника безопасности в работе с конструктором лего.
6. Придумать совместно с детьми и родителями названия деталей лего.
7. Пальчиковая игра.
8. Предложить детям скрепить детали между собой способами, которые знакомы детям, показать новые способы крепления.
9. Вспомните, какие постройки из лего вы уже выполняли. Выберите игрушку, для которой вы бы хотели что-нибудь построить и приступайте к выполнению задания. (Дети совместно с родителями под музыку конструируют).
10. Итог. По окончании работ дети и родители рассказывают, как строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.
2 Моделирование заборов, оград.
Игра «Волшебный мешочек»
Продолжать знакомить детей и родителей с конструктором лего.
Показать новые способы соединения деталей.
Учить строить забор.
Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить дело до конца.
Наборы деталей конструктора;
иллюстрации с изображением ограды, забора;
игрушки-животные;
образцы заборов, оград. 1. Орг. момент
Дети вместе с родителями приглашаются к демонстрационному столу, на котором лежит «Волшебный мешочек». В мешочке находятся разные детали конструктора лего. Детям и родителям необходимо на ощупь определить знакомые детали конструктора. Повторение названий деталей.
2. Детям и родителям предлагается проблемная ситуация.
Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину. Как можно помочь Федоре?
- Нужно построить забор, изгородь.
3. Физкультминутка.
4. Беседа с рассматриванием иллюстраций разных заборов.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Практическая часть
Ребята, давайте построим забор, и тогда ни теленок, ни козленок, ни поросенок, которые живут у бабушки Федоры не уйдут со двора.
А сейчас предлагаю взять одного из любимых животных бабушки Федоры и построить для них забор. Для этого объединитесь с родителями.
(Дети договариваются и с родителями расходятся к набору конструктора. Строят заборы.)
5. Итог. Обратить внимание, каким способом соединены детали. На высоту забора, для каждого животного она должна быть разной. На детали, из которых построены (перекрытие ограждение).
6. В конце можно предложить перейти к сюжетно-ролевой игре.
3 Слон и жираф
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить животных (слона и жирафа) из лего – конструктора.
Развивать творческие навыки, терпение.
Воспитывать заботливое отношение к животным. Наборы деталей конструктора;
иллюстрации с изображением животных (слона и жирафа);
образцы. 1. Орг. момент. Загадывание загадок
Серый толстый великан,
На спине его горбы -
Нос как будто длинный кран,
Там запас еды, воды…
На спине прокатит он,
Узнали? Как его зовут?
Озорной ушастый … (Слон).
Это кто с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит (Жираф!
- Правильно, это слон и жираф
2. Рассказ воспитателя об этих животных с рассматриванием иллюстраций животных.
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть.
Ребята, сегодня мы будем строить из конструктора этих животных, слона и жирафа. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, какого цвета. (Конструирование по образцу)
5. Пальчиковая игра
6. Итог
По окончании работы педагог просит детей и родителей рассказать о своих поделках.
- Ребята, теперь этих животных мы можем заселить в наш зоопарк, который мы построили на прошлом занятии.
4 Дети. Детский сад.
Учить строить мальчика и девочку из лего- конструктора «Дупло».
Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
Учить рассказывать о постройке.
Музыкальный центр;
наборы деталей конструктора;
схемы,
образец 1. Орг. момент Загадывание загадки
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный. (друг)
- Ребята, сегодня мы с вами будем строить Лего – друзей, мальчика и девочку по схеме.
2. Беседа и рассматривание схемы. Возьмите схемы и посмотрите, где нарисован мальчик, а где девочка. (ответы детей)
- Как вы догадались, что слева мальчик, а справа девочка? (по одежде)
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть. Предлагаю разбиться на пары с родителями. У вас одна схема на двоих. Договоритесь, кто из вас будет строить мальчика, а кто девочку. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает). (Конструирование по схеме)
5. Пальчиковая игра
6. Итог. Чтение стихотворения «Мальчики и девочки» С. Я. Маршака
Молодцы, у вас получились замечательные девочки и мальчики. Оценивается каждая совместная поделка. Дети дают имена своим Лего-друзьям.
5 Заюшкина избушка Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.
Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Дать понятие – симметрия. Музыкальный центр;
наборы деталей конструктора;
снежинка (оригами, подвешенная к потолку);
игрушки-зайчики;
иллюстрации разных домов. 1. Орг. момент. Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…
Загадывание загадки:
Хмурой осенью он серый,
А зимой холодной - белый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Ну, конечно, это. (Зайка)
Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.
Проблемная ситуация. Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей.
А вы сможете построить для зайчика домик?
2. Рассматривание иллюстраций домов, изб.
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть. А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить дом для зайчика. Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят дом. (Конструирование по инструкции)
Посмотрите внимательно, в какой последовательности нужно построить дом. Сначала фундамент, потом стены, окна, двери, крышу. Попробуйте построить самостоятельно. Практическая помощь (при необходимости).
5. Пальчиковая игра
6. Итог. По окончании работы дети и рордители рассказывают о своей постройке.
- Что вы можете рассказать о своем домике? - Как строили?
- Какие строительные детали использовали?
После занятия дети обыгрывают свою постройку, заселяют зайчиков в дома.
6 Дед Мороз Развивать навыки пространственной ориентировки.
Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части.
Развивать фантазию и конструктивное воображение.
Музыкальный центр;
наборы деталей конструктора;
схема сборки деда Мороза;
презентация «Новый год». 1. Орг. момент. Ребята, скажите, а вы любите сказки? А вы хотите оказаться в сказке? Тогда давайте произнесем волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять в сказку мы хотим попасть.
–Золотые ворота,
Проходите, детвора!
Кто сквозь них пройдет,
Сразу в сказку попадет.
– Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
2. Ребята сегодня в сказке мы побываем в гостях, угадайте у кого?
Мы весной его не встретим
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий
Борода как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех. (Дед Мороз)
3. Рассказ воспитателя о праздновании нового года в разных странах мира.
4. Просмотр презентации «Встречаем Новый год».
5. Ребята, Дед Мороз приносит всем подарки, а вот сам подарки не получает и от этого после того как наступит Новый год ему бывает очень грустно. Что же делать, как вы думаете? (предположение детей) Так как мы в сказке, то в сказке все, возможно, вы со мной согласны?
А давайте мы отправим Деду Морозу фотографию с его изображением, сделаем Деда Мороза из лего конструктора, сфотографируем и отправим по почте.
6. Практическая часть. Конструирование Деда Мороза по схеме.
Практическая помощь (при необходимости).
5. Пальчиковая игра
6. Итог. По окончании дети и родители рассказывают о своей работе.
7 Птицы Познакомить с обитателями птичьего двора.
Учить строить по предложенным схемам, инструкциям.
Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей.
Музыкальный центр;
запись музыкального произведения Сен-Санса «Птичий двор»;
наборы деталей конструктора;
схемы птиц.
1. Орг. момент. Звучит музыкального произведение К. Сен-Санса «Птичий двор»
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит, плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птица
И не одна, а много!
2. Отгадайте, какие птицы сегодня у нас в гостях. Игра «Доскажи словечко»
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит. (Петух)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -. индюк
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка)
Эта птица всем известна -
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
3. Беседа о домашних и диких птицах.
4. Какие вы знаете сказки, чтобы героями были птицы? Подумайте!
- Гуси-лебеди. Какие птицы в этой сказке? (гуси и лебеди) «Кот, петух и лиса», «Дикие лебеди», «Курочка Ряба», «Бременские музыканты», «Гадкий утенок».
5. Физкультминутка.
6. Проблемная ситуация. Гадкий утенок остался зимовать на озере один, ему страшно плохо одному, как ему помочь? 7. Практическая часть. Когда есть друг, он может помочь в трудную минуту.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Конструирование птиц. У каждого на столе лежат схемы постройки птиц. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием.
Практическая помощь (при необходимости).
8. Пальчиковая игра
9. Итог. Все задания выполнены, посмотрите, сколько друзей появилось у «гадкого» утенка.
- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?
8 Домашние животные
Учить строить корову, собаку.
Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Наборы деталей конструктора;
иллюстрации с изображением животных (коровы, собаки);
образец и схема животных – карточки на каждого ребёнка и его родителя. 1. Орг. момент. Загадывание загадок
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (Корова)
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.
(Собака)
Правильно, это корова и собака.
2. Рассказ воспитателя о домашних животных с рассматриванием иллюстраций.
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть.
Ребята, и уважаемые родители, сегодня мы будем строить из конструктора животных собаку и коровушку. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, и какого цвета. (Конструирование по образцу)
5. Пальчиковая игра
6. Итог
По окончании работы педагог просит детей совместно с родителями рассказать о своих поделках. Кого построили и какие детали использовали. Дети дают клички животным.
9 Автомобиль.
Учить конструировать модель автомобиля из лего – конструктора, используя схему.
Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.
Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей.
наборы конструктора лего на каждого ребенка;
схема машины – карточки на каждого ребёнка;
игрушки для обыгрывания – Карлсона и малыша 1. Орг. момент. Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый.
Ответ: Карлсон
2. Проблемная ситуация. Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой.
Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям? (высказывания детей)
(дети предлагают его развеселить, угостить вареньем, погладить по – дружески, подарить Карлсону машину и т. д.)
3. Рассматривание схемы автомобиля. Посмотрите на схему и скажите, какие детали нам нужны, чтобы его собрать. Дид. игра «Отгадай» (закрепление названий деталей.)
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть. А теперь можете приступать к выполнению работы. Карлсон и малыш с нетерпением ждут, когда вы им построите автомобиль, чтобы они дальше могли путешествовать. Самостоятельная работа детей и родителей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога советом, показом на своих деталях, соотнесением с карточкой.)
5. Пальчиковая игра
6. Итог. Какие замечательные у вас получились машины, теперь Карлсон вместе с Малышом могут отправляться домой, а когда им захочется отправиться вновь в путешествие, то у них есть вот такие замечательные машины.
- Что вам больше всего понравилось делать?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вы могли бы поделиться или о чем рассказать своим друзьям?
Методическое обеспечение.
I год обучения.
Тема Форма организации занятий Приемы и методы Ресурсное обеспечение занятий Формы подведения итогов
Вводное занятие по ознакомлению с лего-конструктором. Коллективная Методы словесные: беседа, инструктаж, объяснение.
Методы наглядные: демонстрация. Ноутбук, проектор, презентация. Опрос, наблюдение.
«Конструирование: ограды и заборчики». Коллективная, групповая.
Объяснение, беседа, показ
образца. Схемы, конструктор Лего
Дидактический материал. Выставка творческих работ детей и родителей.
«Зоопарк». Коллективная, групповая. Беседа, творческое задание. Иллюстративный материал. Выставка творческих работ детей и родителей.
«Мой любимый детский сад». Коллективная групповая. Беседа, творческое задание, экскурсия. Иллюстративный материал, фото, схемы, конструктор Лего. Выставка творческих работ детей и родителей, наблюдение.
«Заюшкина избушка». Коллективная, групповая. Творческое задание, беседа, просмотр иллюстраций. Ноутбук, проектор, презентация.
Иллюстративный материал. Выставка творческих работ детей и родителей, наблюдение.
«Моделируем Деда Мороза». Коллективная, групповая. Беседа, презентация, творческое задание, показ образца. Иллюстративный материал, деревянные кубики. Выставка творческих работ детей и родителей, наблюдение.
«Птичий двор». Групповая, коллективная. Беседа, творческое задание, дидактическое упражнение. Иллюстрации, фото, схемы, конструктор. Выставка творческих работ детей и родителей, опрос, наблюдение.
«Домашние животные». Коллективная, групповая, индивидуальная. Беседа, творческое задание, конструирование по условиям. Иллюстративный материал, различные виды конструктора. Выставка творческих работ детей и родителей.
«Конструируем автомобили». Коллективная, групповая. Беседа, творческое задание, экскурсия, встречи с знаменитыми людьми. Схемы, иллюстрации, конструктор Лего Сити. Выставка творческих работ детей и родителей.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2015.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2015.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2016.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2015.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2015
Приложение№1
Календарно-тематический план 2018-2019 уч. год
«Лего-конструирование»
Год обучения: первый год обучения
Дата Тема Часы
Сентябрь
14.09.2017 Ознакомительное занятие «Лего- конструктор», строительство по замысл. 40мин
07.09.2017 Моделирование заборов и оград. 40мин
11.09.2017 Зоопарк. (Слон, жираф). 40мин
14.09.2017 Детский сад. (Дети) 40мин
18.09.2017 Заюшкина избушка. 40мин
21.09.2017 Новый год. (Дед Мороз). 40мин
25.09.2017 Птичий двор. (Птицы). 40мин
28.09.2017 Домашние животные. 40мин
Авто станция. (Автомобили). 40мин