татьяна чернышева
Программа по художественно-прикладному творчеству «Петелька за петелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 298 комбинированного вида»
ПРОГРАММА
по художественно прикладному творчеству
“ПЕТЕЛЬКА ЗА ПЕТЕЛЬКОЙ”
Выполнила старший воспитатель
I квалификационной категории Чернышева Т. В.
2019 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы Программа дополнительного образования по художественно – прикладному творчеству для детей дошкольного возраста «Петелька за петелькой»
Публикация «Программа по художественно-прикладному творчеству „Петелька за петелькой“» размещена в разделах
Заказчики программы Родители
Разработчики программы Старший воспитатель Чернышева Т. В.
Цель программы Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы 1. Формирование образного и пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии;
2. Формирование эстетического и художественного вкуса;
3. Создание условий по формированию трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.
4. Развитие мелкой и крупной моторики.
5. Овладение основами вязания крючком;
Срок реализации программы 1 год
Ожидаемый результат В результате реализации программы воспитанники освоят :
- правила техники безопасности при работе с крючком и работе с колющими и режущими инструментами;
- основные способы вязания петель;
- основы материаловедения, классификацию и свойства различных материалов.
- основные приемы: начальная петля, воздушная петля;
- вывязывание цепочки из воздушных петель;
- умение составлять композицию, подбирать нитки по цвету, определять размер выполняемой аппликации;
- гармонично сочетать цвета при выполнении работы;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место
АКТУАЛЬНОСТЬ
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию, опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в содержание работы образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в раздел по прикладному творчеству (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией). Но количество таких занятий ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Данное направление народно прикладного творчества не только имеет продуктивную направленность, но и способствует передаче навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления под руководством взрослых вязанных изделий способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело немаловажное значение. Наиболее ценным считается тот продукт труда, который включал в себя не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Очень важна и практическая значимость работ связанных самим ребёнком. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких, своими руками (при разумно организованной помощи взрослых). Ведь любая вещь связанная своими руками уникальна и оригинальна, будь то связанная кофточка или шарфик для мишки.
Можно утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении всей истории человечество народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днем и жизнью наших предков. Духовное возрождение не возможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передается от поколения к поколению, как великое достояние нации.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности.
Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе.
Вязание крючком – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок, а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться детям не только для создания полностью вязаных изделий, но и для соединения или обвязывание деталей из ткани.
Дошкольники, увлеченные работай, учатся ограничивать свои желания, представляют поставленную перед собой цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий, преодолевают несложные препятствия, оценивают полученный результат. Развивается способность анализировать, выделять и сопоставлять результаты деятельности товарищей.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, это очень важно для дошколят. Делая что-то своими руками дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом.
Развивается взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности дошкольника.
Работа по вязанию помогает развивать точность и ловкость движений рук.
Работа по Программе рассчитана на 1 год — в старшей и подготовительной группах.
Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментам и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушых петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно. Содержанием обучения может стать формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», приема обвязывания края, изготовления плоскостных и объёмных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель:
Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы :
1. Овладение основами вязания крючком.
2. Формирование образного и пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии.
2. Формирование эстетического вкуса и художественного вкуса;
3. Развитие мелкой и крупной моторики.
4. Создание условий по формированию трудолюбия, самоконтроля.
взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.
3. ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс : реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы работы с детьми:
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации, презентации.
3. Практические: практическая совместная деятельность.
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые, мотивационные.
5. Игровые: игровые ситуации, сюрпризность.
Программа способствует :
- В процессе вязания у детей развивается вкус, воображение, фантазия, творческие способности.
- Ребенок учится основам счета.
- Развивается мелкая моторика и точность движения рук, что способствует развитию памяти, внимания, мышления.
- Приобретению навыков самостоятельной работы, повышению внутренней мотивации ребенка.
- Появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при выполнении работ, возникновению желания доводить до конца начатое дело, добиваться планируемого результата.
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективных работ.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Важнейшими условиями реализации программы являются следующие :
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с крючком, а также иметь определенную технику педагогических действий.
Дидактические: необходимо создание по каждой теме специальных заданий, дифференцирующих работу по степени ее сложности и доступности для воспитанников с различным уровнем практических навыков вязания крючком.
Материально-технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно - гигиеническим нормам.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
В основе программы лежит систематизация и обобщение технологии И. В. Новиковой «Вязание крючком в детском саду».
Отличительные особенности программы :
- Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме.
- На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической деятельности.
При планировании работы по освоению программы, подборе деятельностного содержания, последовательности проведения учитываются дидактические принципы:
- расположение учебного материала «от простого к сложному»,
- учет возрастных особенностей детей,
- практическая значимость работ,
- доступность освоения программного материала,
- наглядность.
С учетом этих принципов обучение дошкольников вязанию может проходить по следующим блокам:
1. Блок "Знакомство со страной Вязанией"
Дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком.
Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками:
1. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика, завязывать узелки, выполнять воздушные петли.
2. Знакомятся с разными крючками, различными по материалу:
алюминиевый или стальной, пластмассовый, деревянный или костяной.
С разными крючками по длине:
-короткий (10-15 см.);
-длинный (22-25 см.).
С разными крючками по толщине:
-тонкий (№1,5-2,5);
-толстый (№3-6);
3. Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на:
- № пряжи (показатель толщины);
- ровность (характеристика качества);
- скрученность.
4. Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:
Крючок держать, как карандаш. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
- Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
- Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
- Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязанная петля - воздушная.
Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
2. Блок "Конструктивно- художественная деятельность"
Это объемное художественное конструирование, в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками:
• аппликации;
• конструирование.
На 1 этапе (аппликация) работы, наиболее доступным является пришивание завязок, шнурков к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам.
На 2 этапе (конструирование, из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр.
3. Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»
Это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т. к. ошибку почти невозможно исправить.
Знакомство детей с данной деятельностью позволяет:
- научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т. д.)., формы конструируемых объектов;
- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
4. Блок "Самостоятельное вязание цепочки"
Это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа обучения рассчитана для детей 5-7 лет, наполненность группы 5-7 человек, поскольку работа в основном ведется индивидуально.
В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Формой подведения итогов являются:
- выставки работ детей;
- мастер – классы для детей и родителей;
- ярмарки готовых изделий.