Старченко Людмила Николаевна
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы"
Тема:«Солнышко на Масленицу»
Цель: Приобщение к русским народным праздникам и обычаям через творческую деятельность.
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству „Празднование Масленицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Задачи:
Образовательные: Обобщить и закрепить знания о празднике "Масленица". Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Учить создавать солнечные (солярные) образы, варианты изображения солнечных лучей.
Развивающие: Способствовать овладению навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Масленица», изучение народных игр, закличек.
Материалы и оборудование: Презентация "Масленица раздольная",иллюстрации, репродукции с изображением празднования Масленицы, произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора : писанка (миниатюра на яйце, дымковский индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка; таблица с декоративным изображением солнечных знаков, цветной картон, бумага, клей, фигурные ножницы, атласные ленты, пряжа, таблички-инструкции по ТБ, инструкционные карты.
Ход занятия
Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
Звучит стихотворение : Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе!
Вопросы педагога учащимся:
- О каком народном празднике говориться в стихотворении? (Много интересных праздников есть у славянских народов. Масленица - это весёлые проводы зимы яркий, интересный праздник. Проведение масленицы ознаменует прощание с холодной зимой и встречу весны, праздник этот как бы соединяет холод и тепло.
Этот обычай пришёл к нам из древности.) -Сколько дней длиться масленица? (В старину Масленицу отмечали целую неделю. Одним из самых запоминающих празднований является"блинная неделя " масленицы.) Что делали в этот праздник? (В каждом доме пекли блины, ели их сами и угощали гостей. Круглый блин похож на солнце, которое с приходом весны становится всё горячее. На улице проходили весёлые гулянья, строились снежные крепости, сжигалось чучело зимы.)
Педагог обобщает рассказы детей: Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. Называется этот праздник -Масленица. Веселый и разгульный, длился он раньше целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.
В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы -большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе выпекались блины.
- Почему блины считаются главным блюдом на Масленицу? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные, да золотистые.)
Педагог рассказывает детям о том, что блин это символ солнца: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнца будет весной и летом мало, урожай не вызреет.
- Давайте встанем в круг и обратимся к солнцу, как делали это наши предки. (Дети идут по кругу и произносят закличку)
Ну-ка, Солнце, просыпайся,
В чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить,
Песни петь и всем светить.
Солнышко, Солнышко,
выгляни в окошко,
Солнышко, Солнышко,
покажись немножко!
С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Педагог предлагает учащимся разделится на подгруппы, раздает каждой подгруппе несколько произведений декоративно - прикладного искусства с солнечными элементами декора : писанка (миниатюра на яйце, дымковский индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка, просит рассмотреть и назвать изображенные на них солнечные знаки.
Учащиеся работают в командах. Педагог выслушивает и обобщает ответы, показывает детям декоративные варианты : круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками.
Педагог предлагает детям смастерить портрет солнца способом аппликации. Педагог уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучи, ещё раз обращает внимание на декоративную таблицу. Для начала шаблон обводим на картон, затем вырезаем его ножницами. Красивые лучики приклеиваем вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные. Затем вырезаем и наклеиваем глаза и рот. Рисуем фломастером веснушки нашему солнышку. Из атласной ленты или пряжи плетем косички и прикрепляем на поделку.
Самостоятельная работа.
Анализ, обобщение, рефлексия.
Поделимся впечатлением о нашем занятии. Продолжи фразу:
Сегодня на занятии я узнал, научился…
Мне было интересно.
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…