Елена Мозговая
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления творческих работ».Тема:
«Воронежская матрёшка»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.
Публикация «Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов „Воронежская матрёшка“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Программные задачи: Продолжать знакомить педагогов с народной игрушкой – матрёшкой;
- создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Познакомить педагогов с Воронежской матрёшкой;
- создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер-класса: повышение креативности педагогов; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Методы:
- интерактивный (словесный, наглядный, практический);
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способы, свобода творчества);
Приемы: объяснение, консультация, рассказ, беседа с показом практических действий, создание произведений декоративно - прикладного творчества.
Использование наглядности: образцы готовых работ; схемы поэтапного выполнения изделий; материалы для практической работы.
Оборудование и материалы: заготовки матрёшек из древесины (болванки, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагоги входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).
Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.
Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Педагоги: матрёшка
Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.
На сундучке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты ее возьмешь,
И в ней еще одну найдешь.
А в той еще.
И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но все же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пестрых
Румяные матрешки – сестры.
Была одна, а стало пять
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова прячутся друг в дружке.
Сказительница: (рассказ сопровождается показом игрушек – матрёшек)
Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы вспомним с вами историю создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки.
2. Формирование новых знаний.
В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.
Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Вот так и родилась первая матрешка - Россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.
Иллюстративный слайд: русские матрешки.
И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например, семёновская
Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка -цепь небольших бутонов.
В Семенове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.
Загорская матрешка в сарафане, в кофточке вышитой, ярком платке и переднике, а в руках она держит узелок, петушка или гусыню. Одежку украшает орнамент- кругляшки горошками.
С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрешек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы.
У полхов-майданской матрешки свой стиль декоративной росписи- фартук с яркими цветами, кудри завитками, румянец на всю щеку. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Эти матрешки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрешек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново-красный, ярко - желтый, сочно-фиолетовый.
У любой матрешки рисуют большие глаза и маленький рот.
Это матрёшки традиционные.
Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
Этапы изготовления матрёшки:
1). Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года.
2). Следующий этап - вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
3). Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.
4). А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.
Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.
Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?
(Педагог обобщает ответы педагогов.)
Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.
Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.
Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери.
Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.
Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.
С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.
Воронежская матрёшка.
В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 50 лет. Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П. Д. Пономарева. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра
«Воронежский сувенир».
Сама Елена Матвеева описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо.
В Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм.
На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии.
Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма».
За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия. Мой мир», организованном ООН.
3. Основная часть.
Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы.
Творческая работа: Расписываем матрёшку.
-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Каждый из вас получит шаблон корпуса матрёшки. Ваша задача – опираясь на образец, расписать свою матрёшку. Приступайте к работе.
(Педагог раздаёт заготовки матрёшек, у которых уже прорисован узор простым карандашом)
-Перед вами лежат кисти, для более мелких деталей ватные палочки и зубочистки. Предварительно ваши заготовки уже загрунтованы, чтобы краска (в нашем случае это гуашь)ложилась ровнее и мягче. Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек.
Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. В своей работе мы будем применять приёмы, которыми пользуются наши дети на занятиях по художественному творчеству (всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки). Во время их работы тихо звучит русская народная музыка.
4. Физкультминутка
Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»
Проводится игра.
5. Итог занятия.
После окончания работы все матрёшки выставляются в ряд. И педагоги вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т. д.
Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда.
Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу.
Длительность занятия 30 минут.
Использованная литература
1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998. – 96с.
2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя», ООО «Десятое королевство», 2004
3. Скольникова Н. М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М. : АСТ: Астрель, 2010. - 139