Ляшенко Леана
Программа по арт-терапии для работы с детьми дошкольного возроста
▼ Скачать +Заказ
Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.
Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Публикация «Программа по арт-терапии для работы с детьми дошкольного возроста» размещена в разделах
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии.
Занятия Арт-терапией способствуют :
Развитию креативности личности
Формированием образного мышления
Развитие мелкой моторики
Стимулирует творчество и осознание чувств
Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом
Формирование представлений о себе;
Осознание и выражение своих чувств
Занятия в количестве 30 часов включают в себя:
Изотерапия — воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;
Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АРТТЕРАПИИ С УЧЕНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
Занятие 1
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.
Цель: Знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.
Занятие 2
«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.
Занятие 3
«Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными полочками
Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.
Занятие 4
«Музыка-настроение». Музыкотерапия.
Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Занятие 5
«Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой.
Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.
Занятие 6
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.
Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия.
Занятие 7
Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия
Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.
Занятие 8
Я и мои эмоции. Часть 1.
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.
Занятие 9
Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2.
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.
Занятие 10
Групповой коллаж. «Мой мир»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 11
Продолжение создания группового коллажа. «Мой мир»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 12
Музыкотерапия. «Мир животных»
Цели: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 13
Лепка из теста. «Несуществующее животное»
Цель: развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.
Занятие 14
«Тренируем свои эмоции». Игротерапия.
Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.
Занятие 15
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.
Цель занятия - развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления
Занятие 16
«Прощание со страхами». Рисование карандашами.
Цель: коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.
Занятие 17
«Я и моя семья». Изотерапийная игра.
Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.
Занятие 18
«Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия.
Цель: создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.
Занятие 19
Всегда ли мы поступаем правильно?» Социально - психологический тренинг.
Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.
Занятие 20
«Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие.
Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.
Занятие 21
Работа в команде. Тренинг командообразования.
Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.
Занятие 22
Музыкотерапия. «Зимняя сказка»
Цель: творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.
Занятие 23
«Путешествие на облаке»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие в ребенке ощущения свободы; развитие воображения, умения расслабляться.
Занятие 24
Погружение в сказку. Сказкотерапия.
Цель: развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.
Занятие 25
Сказочная импровизация. Сказкотерапия.
Цель: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
Занятие 26
«Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток.
Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.
Занятие 27
«Хорошие и плохие сказочные герои»
Цель: понимание понятия «хорошо» и «плохо», выход негативных эмоции, преодоление страхов методами сказкотерапии.
Занятие 28
«Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.
Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.
Занятие 29
Тренинг невербального общения.
Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи мимики и жестов.