Светлана Игнатова
«Что нам нужно для здоровья». Конспект НОД по формированию ЗОЖ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Что нам нужно для здоровья?" в старшей группе. Формирование ЗОЖ.
Интеграция образовательных областей: познавательно- речевое и физическое развитие.
Цель: воспитание у дошкольников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Программные задачи из ФОП:
-Уточнять и расширять представления детей о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное питание, выбор полезных продуктов, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе);
-продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств;
-развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира простейших зависимостях соблюдение культурно-гигиенических навыках и здоровья;
-развивать интерес к физической культуре;
-расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни.
Предварительная работа:
Беседы "Что такое здоровье?", "Кто такие микробы?", "Что мы делаем в детском саду чтобы не болеть?", "Полезна и вредная пища"
Чтение художественной литературы: К. Чуковский "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино горе", "
Проведение СРИ: "Поликлиника"
Методические приёмы:
Художественное слово, создание проблемных ситуаций, беседа, упражнения на дыхание, игры, демонстрационный материал, обращение к жизненному опыту детей, использование ИКТ.
Игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Назови вид спорта», «Полезно или нет»; презентация о витаминах; загадки о полезных продуктах питания.
Оборудование: модель солнца, карточки с изображением распорядка дня, продуктов, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними и друг с другом. (Дети здороваются). Знаете вы не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали "Здравствуйте"это значит – здоровья желаю.
Воспитатель: Ребята давайте подумаем что нам для того чтобы сберечь своё здоровье и чтобы меньше болеть? С чем можно сравнить здоровье?
Дети: С улыбкой, с солнцем.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о здоровье и соберём лучики для солнышка здоровья.
Воспитатель:У меня есть ларец с загадками. Что там лежит, догадайтесь, слушая подсказку:
1. это овощи с резким запахом, полезны при простуде (лук, чеснок)
2. жидкое, а не вода, белое, а не снег (молоко)
3. продукт из фруктов, полезно пить до еды (сок)
4. вещества, которые есть в овощах и фруктах (витамины)
Воспитатель: Витаминов много – всех не перечесть, но самые главные среди них есть. (Показ презентации на компьютере)
- Витамин А – он содержится в моркови, рыбе, сладком перце, яйцах, петрушке. Он очень важен для зрения. Повышает внимание, укрепляет иммунитет.
- Витамин группы В – в мясе, молоке, орехах, хлебе, курице. Он необходим человеку при физической работе, сохраняют здоровыми кожу, ногти, волосы, улучшают аппетит.
- Витамин С – есть в цитрусовых, капусте, луке, редисе, смородине. Укрепляет иммунитет, защищает организм от простуды и гриппа.
- Витамин Д – это солнце, рыбий жир. Важен для роста и развития костей и здоровья зубов.
Витамины – это такие вещества, которые помогают нам расти, защищают от болезней и делают нас сильными и ловкими. Без витаминов не может организм существовать, Учиться, работать, играть, отдыхать.
Воспитатель:ребята предлагаю вам поиграть в игру «Полезно или нет».
(я показываю картинку с продуктами. А вы показываетефишку зеленую или красную. С зеленую с зеленым кругом-полезные, с красным кругом-вредные).
Обобщить знания детей о вредной и полезной пищей.
Ребёнок прикрепляет первый лучик здоровья к солнышку №1
Воспитатель: ребята предлагаю вам подойти к столу. Что вы видите на этом столе?
Дети: картинки с распорядком дня.
Воспитатель: Режим дня помогает нам распределить день по порядку. Мы с вами, благодаря режиму дня, не опаздываем, знаем, когда время кушать, гулять и заниматься.
Игра «Разложи картинки по порядку»
(подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час, гимнастика после сна, полдник, игра, ужин, прогулка, вечерний туалет, сон)
Воспитатель:Повторим вместе правильный режим дня.
Воспитатель: Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья,
Должен быть режим у дня.
Воспитатель: Как он называется? (режим дня)
Ребёнок прикрепляет второй лучик здоровья к солнышку №2
Воспитатель:Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». А какие виды спорта вы знаете? У меня есть пазлы, чтоб про спорт узнать, помогите их собрать.
(Дети собирают разрезные картинки. Каждый ребенок называет, какой вид спорта изображен на его картинке)
Ребёнок прикрепляет третий лучик здоровья к солнышку №3
Воспитатель:У меня есть волшебный мешочек (в нем лежат предметы личной гигиены). Хотите узнать, что в нем лежит. Предлагаю присесть. Игра «Волшебный мешочек»
Вам необходимо достать предмет и рассказать о нем. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста, зубная щетка, щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.
Это зубная щетка для того чтобы чистить зубы.
Воспитатель: Каждый человек должен иметь свою личную зубную щетку. Зубы нужно чистить по утрам и вечерам. После еды ополаскивать рот водой, нельзя грызть орехи, хорошо пережевывать пищу. Больше кушать овощей и фруктов. И обязательно посещать два раза в год зубного врача. И тогда ваши зубы будут крепкими и здоровыми.
А если мы не будем ухаживать за зубками, тогда там поселятся микробы,которые разрушают зубы, как называется болезь зубов- "Кариес".Что необходимо делать, чтобы этого не произошло?
Мыло. Мыть руки с мылом необходимо перед едой, после посещения туалета, после игры с животными, когда руки запачкаются.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как правильно мыть руки.
Воспитатель: Вот умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? (стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).
Продолжение дидактической игры «Чудесный мешочек»
Полотенце нужно, для того чтобы вытирать руки, лицо, тело насухо.
Расчестка нужна, чтобы следить за своими волосами, быть красивыми, опрятными и причесанными. У каждого расчестка должна быть у каждого своя.
Воспитатель:Чтобы быть здоровыми мы должны чистить зубы, умываться, расчесываться. Мы должны ухаживать за своим телом, чтобы быть опрятным и аккуратным.
Воспитатель:я приготовила вам загадку.
Они очень маленькие
Мы их не видим.
После прогулки остаются на руках
Могут быть причиной многих болезней. (микробы)
Воспитатель: Вокруг нас очень много микробов. Микробы содержаться на руках и на всех окружающих нас предметах. Микробы иогут стать причиной опасных болезней.
Воспитатель:Посмотрите внимательно на свои руки. Вы видите микробов.
Ответы детей. нет
Воспитатель: Нет, не видите! Почему?
Ответы детей. очень маленькие
Воспитатель:Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть без специльного увеличительного прибора- микроскопа.
Давайте вспомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно!
- когда вы приходите домой из детского сада магазина,поликлиники,с прогулки. ;
- руки нужно мыть перед едой;
- руки нужно обязательно помыть с мылом после того, как вы поиграли с домашними питамцами;
- не забывайте мыть руки после каждого посещения туалета;
- Чаще стричь ногти, под ними не должно быть грязи.
Опыт 1: показать как передаются микробы от человека к человеку.
Опыт «Чистюльки и пилюльки»
Воспитатель приглашает 4-х детей принять участие в игре. Один будет ведущим, им меловой крошкой обсыпать ладошки. Детям сообщается, что мел или блеск изображают микробов, ставшими «видимыми». Детям предлагается представить себе, что они не знакомы друг с другом. Ребенку нужно перезнакомиться, то есть пожать руки 3-м сверстникам. По окончании знакомства проверяется результат: был один человек с «грязыми» руками. А теперь стало четверо.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.
Воспитатель:Ребята, микробы очень бояться воды и мыла, но бывают такие ситуации, что воды и мыла рядом нет, например на природе, или во время прогулки в парке, тогда на помощь нам «приходят»влажные салфетки.
Воспитатель: ребята, а вы хотите посмотреть, как влажные салфетки очистят наши руки от микробов?
Опыт 2:показать, что микробы боятся влажных салфеток.
Воспитатель предлагает детям тщательно вытереть руки влажными салфетками.
Воспитатель:ребята, а теперь проверьте, остались ли ваши руки чистыми. (ответы детей).
Если остались, то обратить внимание что их стало гораздо меньше.
Ребёнок прикрепляет четвертый лучик здоровья к солнышку №4
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Бутылка
Воспитатель: Кто знает, что в ней находится? (пустая)
- На самом деле в бутылке живёт невидимка. (Провожу эксперимент, опуская бутылку в воду)
- Что это за пузырьки выходят?
Дети:Воздух
Воспитатель: Значит внутри бутылки был воздух.
- А у нас в организме где находится воздух?
Дети: В лёгких
Воспитатель: А почему нам нужен воздух?
Дети: Чтобы жить, дышать.
Воспитатель: Воздух нужен не только человеку, но и животным, птицам, зверям, насекомым, даже растениям…
- Сейчас мы с вами поиграем с воздухом. (детям раздаю стаканчики с водой и трубочками)
- Воздух из лёгких поднимается и выходит, когда вы выдыхаете. Поэтому у вас получаются пузырьки.
- Если воздух нам так необходим, то какой он должен быть? Каким воздухом нужно дышать?
Дети: Чистым, свежим.
Воспитатель: А почему нужно проветривать комнату?
Дети: Чтобы не собирались микробы и бактерии.
Воспитатель: Кто знает, что содержится в воздухе? Что необходимо нам? (кислород)
- где содержится много кислорода? Много свежего воздуха?
Дети: В лесу, на море, на речке, на природе, на даче, за городом)
«Дыхательное упражнение»
«Ух»(руки в стороны – вдох; обняли себя – «ух») – 5 раз
«Ёжик»(вдох носом, выдох через рот – голова в сторону)
«В лесу» (вдох носом; в стороны – «ау»)
Воспитатель: В лёгкие поступил кислород и сразу хорошо организму стало.
Воспитатель: Как он называется? (свежий воздух)
Без дыхания жизни нет
Без дыхания меркнет свет
Дышат птицы и цветы
Дышит он и я и ты.
Ребёнок прикрепляет пятый лучик здоровья к солнышку №5
Наше здоровье можно сравнить с солнышком. Теперь вы знаете, чтобы быть здоровыми нужно соблюдать правила гигиены.
Давайте еще раз вспомним правила гигиены и расскажем нашим гостям.
1. Кушать овощи и фрукты, полезные продукты
2. Соблюдать режим дня
3. Делать зарядку и заниматься спортом
4. Чистить зубы по утрам и вечерам и мыть руки перед едой
5. Дышать свежим воздухом (проветривать помещение, гулять на свежем воздухе)