Елена Киселева
«Москва — столица России». Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления о сердце России, столице нашей Родины – Москве, об истории её возникновения. Расширять словарь детей: древний, князь, крепость, кремль, белокаменный.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей возникновения Москвы.
• Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью.
• Закреплять представления о гербе Москвы, как символом защиты, победы сил добра над тёмными силами зла.
Развивающие:
• Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории
• Развивать связную речь умение отвечать полными предложениями.
• Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы чётко и внятно.
• Воспитывать интерес и любовь к столице нашей Родины городу Москве.
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
.
Предварительная работа. Чтение рассказов и стихов о городе герое Москве, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города. Набор карточек «Наша Родина – Россия».
Ход НОД:
Восп-ль: Ребята, вы сегодня все такие красивые, славные и весёлые. Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, и не драться! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
Ребята, посмотрите на этот предмет. Скажите, что я держу в руках? (Это глобус- макет нашей планеты Земля).
–Правильно, ребята. Посмотрите, сколько много стран на нашей Земле.
А вы можете назвать страны? (Америка, Англия, Италия, Германия)
- Но на планете Земля есть одна страна, которая самая красивая, самая великая, самая любимая для нас. И в этой стране живём мы с вами.
- Как называется она? (Россия)
-Да, эта наша любимая Россия.
- Посмотрим на карту нашей страны. Какая она огромная, необъятная. Здесь есть моря и океаны, реки и озёра, горы и леса. Вот самое глубокое на планете озеро - Байкал. Вот эта самая длинная наша река Волга. А это сказочно богатые Уральские горы, бескрайнее зелёное «море» Сибири. А южнее по карте мы видим Олимпийский Сочи.
В нашей стране много округов, областей, автономных республик.
Россия многонациональная страна. Вот это республика Татарстан. Как можно назвать жителей этой республики?
-Татары.
А жителей республики Дагестан?
-Дагестанцы.
Чувашии – чуваши. Республика Крым-крымчане. Мы все вместе - россияне.
В России тысячи городов, деревень – больших и маленьких, древних и современных.
Восп-ль: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в один из городов России
. Я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте:
Город самый главный,
Самый дорогой,
Город нашей славы,
Вечно молодой,
С городом этим трудно сравниться,
Главный в стране он, это (столица).
Как называется столица нашей Родины? (Москва). Молодцы, ребята!
-Чем отличается столица от других городов? (Столица – главный город страны.)
Сейчас мы с вами найдём её на карте и обозначим флажком. Посмотрите внимательно, она находится не на границе с другим государством, а внутри страны, поэтому говорят, что Москва – это сердце России.
Восп-ль:. Ребята, клубочек поведет нас в город- главный город России – МОСКВУ, о котором говорят так: «Москва - белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая.
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию по достопримечательностям Москвы. Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего.
(Воспитатель кидает клубочек)
Дети: Восп-ль: Москва - красивый древний город. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, в которых водились звери. Реки, в которых было много рыбы. Поэтому здесь стали селиться люди. И образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла в город - так появилась Москва. Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот поселились в древности люди. Сначала дома в городе были деревянные. Но в древнее времена на Москву часто нападали враги и сжигали дома и деревянные стены, которым был обнесен город. И поэтому деревянные постройки стали заменять на каменные. И стали строить Москву из белого камня. И стали Москву называть «белокаменной». А позднее построен был Кремль из красного кирпича.
Восп-ль: Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в неё.
Как из под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!
Восп-ль: А как называют людей, живущих в Москве?
Дети: Москвичи.
Восп-ль: Правильно, ребята. А сейчас, мы с вами продолжим путешествие по современной Москве.
Восп-ль: В Москве есть много парков, музеев, театров, фабрик…
Восп-ль: Почему Москву знает и любит каждый человек?
Дети: Потому что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране.
Восп-ль: Как вы думаете, справедливо ли то, что какой – то один из городов называют главным? (Ответ детей).
Восп-ль: Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха.
Восп-ль: Ребята, а вы, знаете, что самые главные достопримечательности Москвы – Кремль и Красная площадь? Туристы, которые приезжают в Москву, обязательно посещают Кремль. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский. Все цари и императоры венчались на царство в главном храме России – Успенском соборе. В Кремле находится резиденция Президента России.
Восп-ль: Кто знает, как зовут нашего президента?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Восп-ль: В Кремле 20 башен, и все они имеют свое название. Самая знаменитая башня – Спасская. Ворота, которые находятся под ней, служили и до сих пор служат для особенных, парадных выездов. На этой башне находятся самые большие часы - Кремлевские куранты.
Восп-ль: Ребята, а вам знакома Спасская башня? Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать о ней?
Дети: В новогоднюю ночь бьют часы 12 раз, а мы загадываем желания.
Физкультминутка:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так? (Наклоны головой).
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. (Наклоны в стороны).
А в часах сидит кукушка, (Присесть)
У нее своя избушка. (Сделать руками домик над головой).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (руками сделать дверцы у лица).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга, (вращение туловища вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой, (то же влево).
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьба)
А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают, (останавливаются)
Восп-ль: Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?
Дети: «Царь-пушка».
Восп-ль: Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра. «Царь-пушка» эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.
Восп-ль: Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник.
Кто знает, что это?
Дети: «Царь-колокол».
Восп-ль: Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили «Царь – колокол» русские мастера Иван и Михаил Моторины. У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили. А как вы, думаете, почему «Царь – колокол» никогда не звонил? (Предположения детей).
Восп-ль: Однажды в Кремле, ребята, случился пожар. Мастера испугавшись, что от огня колокол расправится, стали его заливать водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
Восп-ль: А у входа в Александровский сад, у кремлевских стен находится Могила неизвестного солдата – главный военный мемориал Москвы. Это памятник всем павшим воинам и тем солдатам, чьи имена остались неизвестны.
Восп-ль: Рядом с Кремлем находится Красная площадь. Здесь устраивают военные парады, концерты. На Красной площади расположен собор Василия Блаженного, Исторический музей, памятник Минину и Пожарскому.
Восп-ль: У Москвы есть свой герб.
Герб – эмблема, символ города. Герб рассказывает самое главное. На гербе Москвы изображен всадник в серебряных доспехах и голубом плаще на серебряном коне – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. В виде змея москвичи представили врагов, которые нападали на город.
Восп-ль: Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.
Дети: Белый, красный, синий, золотой.
Восп-ль: Что они могут значить? (Ответ детей).
Восп-ль: Золотой-цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов; белый цвет-цвет чистоты и добра; синий цвет-цвет мирного неба; красный цвет-цвет победы.
Игра «Угадай герб Москвы».
(Весь рассказ сопровождается презентацией).
Я предлагаю вам собрать картинки с видами Москвы и рассказать о них.
Игра «Разрезные картинки».
Восп-ль: А теперь волшебный клубок привел нас к родному дому.
Рефлексия: Вот ребята и закончилось наше путешествие по Москве…
Что Вам больше запомнилось? Что нового и интересного вы узнали?
Благодарю и хвалю детей за старания.
.