Александра Ананольевна Ульянова
Консультация для педагогов «Методы и приёмы поддержания дисциплины при обучении чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Обучение чтению – это важный этап в развитии ребёнка, открывающий двери в мир знаний и воображения. Однако, процесс обучения может быть сложным и требовать от педагога не только профессиональных навыков, но и умения поддерживать дисциплину в группе. Дисциплина – это не только отсутствие шума и порядка, но и создание атмосферы, способствующей эффективному обучению и развитию интереса к чтению. В данном докладе будут рассмотрены эффективные методы и приемы поддержания дисциплины на занятиях по обучению чтению, учитывающие особенности психофизического развития дошкольников.
I. Причины нарушения дисциплины при обучении чтению.
Прежде чем говорить о методах поддержания дисциплины, важно понимать причины её нарушения. Они могут быть разнообразными:
* Индивидуальные особенности детей: гиперактивность, отвлекаемость, неусидчивость.
* Неустойчивое внимание: дошкольники легко отвлекаются на внешние раздражители.
* Переутомление: длительные занятия без смены деятельности.
* Некомфортная обстановка: слишком шумная или, наоборот, напряженная атмосфера.
* Неустойчивость внимания: дошкольники характеризуются коротким периодом концентрации внимания. Они легко отвлекаются на внешние раздражители – звуки, движения, яркие предметы.
* Недостаточная мотивация: Если материал неинтересен, задания сложны или непонятны, ребёнок быстро теряет интерес и начинает отвлекаться.
* Переутомление: Длительные занятия без смены деятельности приводят к утомляемости и снижению концентрации.
II. Методы и приёмы поддержания дисциплины
1. Создание позитивной атмосферы:
* Доброжелательное отношение: Проявляйте уважение и понимание к каждому ребёнку.
* Положительное подкрепление: частая похвала, одобрение, использование системы поощрений (наклейки, жетоны).
* Игровые элементы: Включайте игровые задания в процесс обучения.
* Совместное чтение: Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное.
* Игровой подход: Интеграция игровых моментов, использование игровых персонажей, соревновательных элементов.
* Эмоциональное вовлечение: Использование интонации, мимики, жестов для поддержания интереса.
* Коллективная работа: Задания, предполагающие взаимодействие детей друг с другом.
* Уютная обстановка: Комфортное место для занятий, наличие ярких и привлекательных пособий, создание «уголка чтения».
2. Чёткие правила и требования:
- Короткие и понятные правила: Правила должны быть сформулированы простыми словами, понятными для детей.
- Наглядные правила: Использование картинок, показывающих правила поведения.
- Повторение правил: Регулярное повторение правил в начале занятий и в процессе деятельности.
- Позитивное подкрепление: Хвалить детей за соблюдение правил, а не только порицать за их нарушение.
- Позитивное формулирование: Вместо "Нельзя шуметь", лучше сказать "Давайте будем говорить тихо".
3. Организация процесса обучения:
- Разнообразие форм работы: Используйте разные виды работы: чтение вслух, чтение про себя, работа в парах, групповая работа.
- Регулярные паузы и перемены: Дайте детям возможность отдохнуть и переключиться.
- Визуализация материала: Используйте иллюстрации, схемы, графики, чтобы сделать текст более понятным и интересным.
- Длительность занятий должна соответствовать возрасту детей.
- Индивидуальный подход: Учитывать темп и особенности каждого ребёнка
- Динамичность: Чередование различных видов работы (индивидуальная, групповая, парная).
- Физминутки: Активные паузы для снятия напряжения и переключения внимания.
4. Методы мотивации:
- Поощрение чтения. Похвала и одобрение: Замечать и хвалить усилия и успехи детей.
- Читательские уголки: Оформите в группе уголок для чтения с различными книгами.
- Ролевые игры: Позвольте детям играть роли героев из прочитанных книг.
5. Приёмы коррекции поведения:
- Игнорирование: Игнорируйте мелкие нарушения, если они не мешают учебному процессу.
- Замечание: Сделайте замечание ребенку спокойно и без агрессии.
- Индивидуальная работа: Поговорите с ребенком наедине, чтобы понять причину его поведения.
- Обращение к родителям: Свяжитесь с родителями, чтобы совместно найти решение проблемы.
- Переключение внимания: Отвлечь ребенка от нежелательного поведения, предложив интересное занятие.
- Помощь и поддержка: Если ребенок испытывает трудности, необходимо оказать ему помощь и поддержку.
III. Заключение.
Поддержание дисциплины у дошкольников на занятиях по обучению чтению – это сложная, но решаемая задача. Успех зависит от грамотного сочетания позитивной атмосферы, четкой организации учебного процесса, индивидуального подхода к каждому ребенку и умения педагога гибко реагировать на ситуацию. Важно помнить, что дисциплина – не цель сама по себе, а средство создания условий для эффективного и радостного обучения.