Юлия Царева
Программа «Мир, в котором мы живем» по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«Мир, в котором мы живем»
по формированию толерантности удетей с нарушениями интеллекта
Пояснительная записка
Современное общество живет многообразной жизнью, в которой существуют разные общности людей со своими культурными ценностями, социальным опытом, особенностями в психической структуре личности. Все это требует интеграции на принципах понимания, милосердия и терпимости. Поэтому проблему воспитания толерантности можно рассматривать как формирование одной из абсолютных ценностей общественной жизни. Исходя из этого, проблема формирования толерантной среды в образовательном пространстве становится одной из наиболее актуальных на современном этапе.
Публикация «Программа „Мир, в котором мы живем“ по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
В современном содержательном наполнениисмысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Воспитание толерантной личности -процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Одним из важнейших социальных институтов, которые должны способствовать формированию толерантной культуры, являются общеобразовательные учреждения.
Именно подростковый период развития личности характеризуется интолерантным поведением : повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, бескомпромиссностью. В силу различных причин, толерантные установки не формируются у большинства детей естественным путем. Это порождает неприятие ими мира и себя, и как следствие, асоциальное поведение.
Особенно тяжело это проходит у «особых» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Оттого, как ребенок преодолеет данный кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем.
Детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей сложно научить толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Т. е., воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит через формирование у нихустановки на восприятие и действия в социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.
В процессе реализации программы «Мир, в котором мы живем» у детей сформируется осознание собственной взаимосвязи с окружающим миром, умение строить отношения с другими людьми на основе взаимопонимания и принятия их взглядов итрадиций.
Т. о., должна быть сформирована личность ребенка, обладающая толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.
Цель программы :
формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
формироватьу обучающихсяустановки толерантного сознания и поведения;
создать условия для профилактики агрессивного отношения к окружающим,содействовать выбору продуктивных форм поведения в конфликтных ситуациях;
развивать у воспитанников способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию;
воспитывать терпимость, уважение к людям, готовность принять их взгляды, обычаи и привычки;
содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности;
развивать коммуникативные навыки детей, укрепляющие социальные связи и отношения, формировать мотивы положительной социализации личности;
содействовать коррекции самооценки обучающихся.
Возрастное предназначение программы
Программа рассчитана на детей с умственной отсталостью, обучающихся в 1-9 классах.
Принципы осуществления программы :
принцип диалогичности и сотрудничества, как основной источник и движущая сила развития личности;
принцип доверительного стиля общения;
принцип уважительного отношения к личности;
принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия;
принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;
принцип стимулирования самостоятельного выбора;
принцип обратной связи;
принцип экологии взаимоотношении,обеспечивающий благоприятную социально комфортную среду в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;
принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений).
Программа курса не является чем-то неизменным. Она может и должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, медико-психологических особенностей детей, текущего планирования учебно-воспитательного процесса. Таким образом, программа служит основой для творческой работы учителя.
Курс состоит из 4 блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Программа едина в плане диагностического, коррекционного и развивающего компонентов. Содержание каждого блока программы основано на взаимодействии, взаимодополняемости и взаимосвязи. Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
повышение уровня информированности детей по вопросу толерантности;
повышение уровня эмпатии;
снижение уровня конфликтности личности, выражениесвоих чувств и переживаний без агрессии и насилия, умение вести диалог с другими людьми;
развитие эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях;
повышение уровня толерантной установки;
коррекция самооценки обучающихся;
формирование коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Примерный учебно-тематический план
№ п/п Тема модуля Возрастная категория Мероприятия
1. Психолого-педагогический блок. Все возрастные группы. Тестирование на тревожность и конфликтность
2. Люди мира (1-4 классы)
Игра «Познакомьтесь – это Я».
Упражнение «Новичок».
Обсуждение сказки «Гадкий утенок».
Заочное путешествие по городу Москва.
Народные праздники.
(5-9 классы)
Беседы и доклады на уроках истории, географии.
Викторина «Праздники в разных странах».
3. Права человека (5-9 классы)
Беседы на правовые темы с привлечением специалистов.
Игра «Зачем нужны правила?». Беседы «Права и обязанности гражданина».
Обсуждение ситуаций «Кто прав?».
4. Школа нравственности. Все возрастные группы
Чтение рассказов В. Осеевой «Плохо», «Печенье», Л. Толстого «Рассказы о детях», «Корова».
Беседы по рассказам «Просто старушка», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.
Игра «К тебе пришли гости». Беседа «О дружбе и друзьях».
Содержание программы
I.Психолого-педагогический блок
Цель: исследование и анализ состояния тревожности обучающихся, мотивации конфликтного поведения, формирование способности оценивания и осознания своих эмоций, выбора средств для реализации толерантного поведения.
Содержание.
Диагностика тревожности и агрессивности поведения учащихся.
Формы занятий
Тренинги, упражнения, беседы.
II.Люди мира
Цель: развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия людей другой национальности, признания ценности многообразия культур стран мира.
Содержание
История, культура России и других стран мира. Проявления нетерпимости и толерантности в стране и нашем регионе.
Формы занятий
Уроки по истории, географии; экскурсии на выставки, краеведческий музей; беседы, устные журналы, КВН, викторины, конкурсы
III.Права человека
Цель: формирование представлений о ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.
Содержание
Понятия: права человека, свобода, равенство, ответственность, справедливость. Государство и права человека. Конституционные права и свободы человека в современном обществе. Равноправие всех граждан независимо от национальности, вероисповедания, социального положения. Инвалиды и здоровые люди. Конвенция прав ребенка (право на жизнь, на имя, на гражданство, на образование, на отдых и досуг, на неприкосновенность жилища). Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ.
Формы занятий.
Уроки по истории, обществоведению, сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы.
IV. Школа нравственности
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание терпимости, уважения к людям, обучение действенным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, формирование умений и навыков конструктивного общения, правил поведения в общественных местах, социальной адаптации через создание общественно полезных отношений с социальными субъектами.
Содержание
Понятие «толерантность». Значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных жизненных ситуациях.
Нравственные ценности: доброта, уважение к людям, любовь к Родине, честность, уважение к труду, позитивное отношение к окружающему миру. Взрослые и дети: проблемы и пути их решения.
Этикет. Правила поведения в школе, магазине, дома, других общественных местах. Выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, в интегрированном коллективе с обычными детьми. Социализация личности.
Формы занятий
Уроки истории, обществоведения, клуб «Ты + Я», сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы, экскурсии.
Библиография
Асмолов, А. Г. Толерантность в общественном сознании России /А. Г. Асмолов. – М., 1998.
Безюлева, Г. В. Основы толерантного образования/Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова //Образовательная политика. -2006.-№.10.- С. 33-38.
Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А. Вислова //Воспитание школьников. -2008.- № 3.- С. 15-20.
Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку:психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2005.
Мы – сограждане. -Т. 1 /Под ред. Л. Семиной. - М. : Бонфи, 2002.- 502 с.
Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В. М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.
Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников. -2008.-№ 7.- С. 33-38.