Ирина Махова
Программа кружковой работы «Здоровячок» по физическому воспитаниюr (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Здоровье – это состояние полного физического,
умственного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни или немощи".
Всемирная организация
Здравоохранения.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей.
Публикация «Программа кружковой работы „Здоровячок“ по физическому воспитаниюr (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих ДОУ, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.
Поэтому в последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Вот и мы решили организовать кружок «Здоровячок» с детьми старшего дошкольного возраста. В сетке занятий для кружка выделено время во второй половине дня, один раз в неделю. Цель занятий кружка - формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни и развитие функциональных возможностей организма.
Задачи: - сохранение и поддержание здоровья детей;
- обучение основам ЗОЖ;
- тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;
- развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости);
- воспитание положительных эмоций и желания заниматься.
Вся система занятий основана на увлекательных заданиях. К примеру, в начале занятия во время ходьбы и бега задания часто сменяют друг друга и выполняются поточно (по кругу). В основной части занятия проводятся Общеразвивающие упражнения – комплекс специально подобранных упражнений с предметами и без них. Комплекс упражнений меняется каждый месяц (рассчитан на 4-5 занятий). После разминки проводятся веселые эстафеты и упражнения с предметами и спортивным оборудованием. Вводятся в занятия и имитационные упражнения, развивающие у детей гибкость, выразительность, координацию движений («змейка», «лодочка», «цапля» и др.).
В конце занятия после подвижной игры проводятся либо малоподвижная игра, либо пальчиковая или дыхательная гимнастика, благодаря которым у детей восстанавливаются дыхание и сердцебиение. Также на занятиях детям предлагается отгадать загадки, нарисовать и раскрасить предметы.
В сентябре и мае проводится диагностирование детей по физическому развитию.
Режим организации занятий.
Занятия кружка "Здоровячок" проводятся во второй половине дня, один раз в неделю (36 занятий в год). Набор воспитанников в группу – свободный, 8-10 человек. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям и составляет 25-30 минут.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Названия занятий Задачи занятий Вид деятельности
1-2
3-4
5-6 «Наши верные друзья»
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!»
«На зарядку становись!» Познакомить детей со средствами физического воспитания, которые способствуют оздоровлению нашего организма (закаливание, гигиенические факторы, физические упражнения); упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, в прыжках на двух ногах на месте разными способами.
Познакомить детей с понятиями «закаливание», «закаливающие процедуры», с такими методами закаливания, как умывание, обливание, обтирание, полоскание горла, душ, мытье ног; упражнять в ползании на четвереньках по гимнастической скамейке, в метании в горизонтальную и вертикальную цели.
Закреплять знания детей о пользе и важности соблюдения режима дня и выполнения утренней гимнастики; упражнять в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки, в прыжках с зажатым между ног мешочком с песком. Беседа на тему «У нашего здоровья немало добрых и верных друзей».
Ходьба по гимнастической скамейке, прыжки на двух ногах на месте.
Беседа на тему «Как проходит наше утро?».
Ползание на четвереньках по скамейке, метание в горизонтальную и вертикальную цели.
Беседа о зарядке и режиме дня.
Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, прыжки с зажатым между ног мешочком с песком.
7-8
9-10
11-15
16-17
18-20
21-25
26-28
29-31
32-33
34-35
36
«Чистота – залог здоровья!»
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!»
«Корзина без дна»
«Зимние игры и забавы»
«Похвала консервной банке»
«Король игр – футбол»
«Летающий мяч»
«Малый, да удалый»
«Пришла весна, ребятишкам не до сна»
«Полезные и вредные привычки»
«Я здоровым быть мечтаю» Закреплять знания детей о том, как важно соблюдать чистоту (мытье рук, проведение влажной уборки); упражнять в перебрасывании мяча из разных исходных положений, в челночном беге.
Познакомить со способами закаливания осенью; упражнять в ползании на животе по гимнастической скамейке, в прыжках с продвижением вперед на 5-6 м.
Познакомить детей с историей появления такой игры, как «баскетбол»; познакомить с элементами данной игры (передача мяча друг другу, забрасывание мяча в обруч и корзину, отбивание мяча об пол на месте и в движении и др.).
Познакомить детей с играми и забавами, в которые можно играть зимой, рассказать об их пользе; упражнять в передаче мяча клюшкой, в скольжении ногами, продвигаясь вперед.
Познакомить с историей возникновения хоккея; учить попадать шайбой в ворота, сбивать шайбой предмет; обводить в заданном направлении предметы, при этом не сбивая их шайбой или клюшкой; передавать шайбу своему партнеру через поле; упражнять в сбивании кеглей.
Познакомить детей с историей возникновения футбола, с правилами данной игры; учить прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов; попадать мячом в предметы, забивать мяч в ворота; передавать мяч ногой друг другу в парах.
Познакомить детей с правилами игры в бадминтон; учит отражать волан рукой из разных исходных положений, отражать волан ракеткой; попадать воланом в круг, ударяя по нему ракеткой, а затем рукой; подавать волан ракеткой как можно дальше.
Познакомить с историей возникновения малого тенниса; упражнять в подбрасывании и ловле мяча, в отбивании об пол и его ловле, перебрасывании мяча в парах; учить выполнять упражнения с ракеткой и мячом.
Побеседовать с детьми о том, как нужно правильно одеваться весной, о пользе весеннего солнца; упражнять в лазанье по гимнастической стенке, в прыжках в длину с места и с разбега.
Закрепить знания детей о полезных привычках, рассказать о том, что они помогают нашему здоровью, воспитывать стремление привить полезные привычки; упражнять в ползании на спине по гимнастической скамейке, в прыжках вверх с места, в высоту с разбега.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни. Беседа на тему «Чистота – залог здоровья!».
Перебрасывание мяча из разных исходных положений, челночный бег.
Беседа на тему «Как закаляться осенью».
Ползание по скамейке на животе, прыжки с продвижением вперед.
Беседа на тему «Что такое «баскетбол».
Подбрасывание и ловля мяча, передача мяча в парах из разных исходных положений, забрасывание мяча в обруч, затем в корзину, отбивание мяча об пол одной рукой на месте, затем в движении по прямой.
Беседа на тему «Зимние игры и забавы».
Передача мяча в парах клюшками, ходьба «на лыжах».
Беседа на тему «Что мы знаем о хоккее».
Игровые упражнения «Попади в ворота», «Сбей фигуру», «Змейка», «Обведи игроков», «Передай шайбу», «Сбей кегли».
Беседа на тему «Самая любимая игра мальчишек».
Прокатывание мяча одной ногой, передача мяча в парах, игровые упражнения «Попади мячом в предмет», «Забей гол», «Змейка».
Беседа на тему «летающий мяч».
Игровые упражнения «Отрази волан», «Загони волан в круг», «Перебей волан через площадку».
Беседа на тему «Малый, да удалый».
Игровые упражнения «Подбрось – поймай», «Отбивай – лови», «Бросай – лови».
«Не урони», «Ударь по мячу», отбивание мяча ракеткой несколько раз подряд, а также об пол на месте и в движении.
Беседа на тему «Что нам нравится весной».
Лазанье по гимнастической стенке, прыжки в длину с места и с разбега.
Беседа о полезных и вредных привычках.
Ползание на спине по скамейке, прыжки с места вверх, в высоту с разбега.
Беседа на тему «Как быть здоровым».
Подвижные игры на развитие координации движений и силы.
К концу года дети должны:
- знать правила ЗОЖ и способы закаливания;
- правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
- выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции;
- активно участвовать в играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис);
- проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность, творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, выразительность движений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Спортивный инвентарь.
2. Альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.
3. Иллюстрации и картинки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие / И. Е. Аверина. – М. : Айрис дидактика, 2008. – 144с.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1981. – 96с.
3. Гришин В. Г. Малыши открывают спорт / В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов. – М. : Педагогика, 1975. – 168с.
4. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников : 4-7 лет / М. А. Давыдова. – М. : ВАКО, 2007. – 304с.
5. Дмитренко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста / Т. И. Дмитренко. К. : Рад. школа, 1983. – 112с.
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №2 2008г., №3 2009г., №1 2010г. – М. : ООО «Творческий центр Сфера».
7. Журнал «Здоровье дошкольника» №1, 5, 6 2009г., №2 2010г. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
8. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа : Методическое пособие для педагогов ДОУ / М. Ю. Картушина. – С. – П. : Детство-пресс, 2004. – 256с.
9. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. – М. : Просвещение, 1986. – 79с.
10. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 96с.
11. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Авт. -сост. Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 151с.
12. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт. - сост. С. С. Бычкова. – М. : Аркти, 2002. – 64с.
13. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.
14. Федосова Н. А. Дошкольное обучение : подготовка к школе / Н. А. Федосова, С. В. Романцева, С. С. Колесина и др. – М. : Просвещение, 2007. – С. 52-57.
15. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе (из опыта работы) / Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1980. – 142с.
16. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) / Сост. Л. И. Бакененкова, Л. В. Русскова; Под ред. А. И. Шустова. – М. : Просвещение, 1982. – 159с.
17. Физкультура. Подготовительная группа. Разработки занятий / Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007. – 96с.
18. Физкультура. Средняя и старшая группы. Разработки занятий / Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007. – 112с.
19. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : из опыта работы / Авт. – сост. О. Н. Моргунова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 176с.
20. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 20е изд., дораб. / А. И. Фомина. – М. : Просвещение, 1984. – 159с.
21. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с.