Юлия Губанова
Опыт работы «Мир любви, красоты и надежды. П. И. Чайковский и его музыка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки нередко забыто в повседневной жизни дошкольников. Гонка за выступлениями на утренниках, месячники военно – массовых мероприятий и т. д. А где же вечная, добрая и так необходимое в нашем современном мире классическая музыка? Как раз в дошкольном возрасте необходимо открыть тот глубокий духовный источник, способствующий эмоциональному развитию детей, обогащению их внутреннего мира. «Детский альбом» оказался вполне доступным для детей среднего и старше подготовительногодошкольного возраста. «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка», «Баба Яга» - эти пьесы часто звучат на музыкальных занятиях. Слушание предваряется небольшой беседой о композиторе, его любви к детям, их играм и увлечениям. Дети охотно высказываются о прослушанной музыке, фантазируют. Почему кукла заболела? Куда мы поскачем на лошадке? Что замышляет Баба Яга? Чему радуются солдатики? Ответы детей соответствуют образному строю музыкальных пьес. Дети очень непосредственны в своих высказываниях. Не анализ, а впечатление – таков мой подход к развитию художественного восприятия, ведь дети представляют себе музыкальные образы неповторимыми, целостными.
Публикация «Опыт работы „Мир любви, красоты и надежды, П, И, Чайковский и его музыка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Лиризм, душевность музыки Чайковского дети старшей группы почувствовали в пьесах «Мама» и в «Колыбельной пьесе», «Зимнее утро», «В церкви» очень трогательно и умиротворённо дети слушали пьесы П. И. Чайковского.
Ребята узнали очень трепетное отношение композитора к природе. В пьесах «Времена года» можно услышать пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
В старших и подготовительных группах к школе мы слушали «Песнь жаворонка», «Подснежник», «На тройке», «Святки». Окружающий мир, воплощённый в музыке, - это ли не красота! А если её нарисовать, выразить движением, словом?
От впечатлений к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского – таково дальнейшее направление моей работы. Сочетание музыкальной экспрессии с изобразительным (рисунок, пластическим (танцевальная импровизация) и словесным фантазированием детей, а так же сочетание музыки впечатления от увиденных на экране картин русских живописцев и явилось на мой взгляд, условием их «вхождения» в мир музыкальной гармонии.
Бинарные занятия «Слушаем и рисуем музыку» были посвящены фортепианным пьесам «Времена года». Дети с увлечением фантазировали под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее прощание, зимнюю свежесть они выражали в соответствующих картинах природы сочетаниями красок…. По красоте рисунков (пусть немногих) мы догадывались о глубине «контакта» звука и красок, о радости детского творчества.
Знакомились ребята и с балетной музыкой Чайковского. Волшебные вальсы из «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» уносили в сказочные страны…. Девочки придумывали танцевальные движения («как в балете»).
Интересны были и словесные фантазии о музыкальных произведениях «Сладкая грёза», «Сентиментальный вальс», «Мелодия» Дети мечтали вслух, сочиняли небольшие рассказы, некоторые из них отличались оригинальностью, восприятием мироощущения.
Цикл отдельных занятий, о Чайковском и его музыке, представленный темами «Весенняя радость», «Мама», «Ноктюрн», «Осенняя печаль», «Вальс», «Мечты», позволил мне познакомить детейс музыкальными произведениями, дать представление о жизни, человеческих качествах композитора.
Композитор мечтал, чтобы его музыку слушали и находили в ней «утешение и подпору». Очень много утекло времени с тех времён, а любовь к музыке П. И. Чайковского остаётся неизменной. Исторические катоклизмы только усиливают стремление людей к вечным ценностям бытия.
В музыке Чайковского – душа русской культуры. И сегодня, с возрождением отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, проникнуться их мудростью и чистотой.
(из источников интернет ресурсов, журналов «Музыка и дети", личного опыта)