Вера Тарлыкова
Программа кружковой работы по развитию речи. Возраст детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время количество детей с недостатками произношения с каждым годом увеличивается и у большинства детей наблюдается позднее начало речевого развития. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Публикация «Программа кружковой работы по развитию речи, Возраст детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5). Программа кружка «Речевичок» позволяет оказывать специализированную помощь детям 4-5 лет.
Основой для разработки программы явились :
• ФГОС основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013г. №1155);
• СанПиН-2.4.1-3049-139 (Постановление от 15 мая 2013г. №26);
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ)
• Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"
• "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
• Конституция Российской Федерации, ст. 43
• Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)
Программа составлена с учетом :
• Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. :2014г. ;
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи -- М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
• Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2005. – 208с.
• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. А. Ляхович. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 224 с., ил.
• Развитие речи детей 4-5 лет : Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Вентана-Граф, 2007. — 192 с.
Цель кружковой работы : обеспечение владения речью как средством общения и культуры.
Задачи:
1. Обогатить активный словарь.
2. Развивать связную и грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
3. Развивать звуковую и интонационную культуры речи.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать моторику артикуляционного аппарата.
7. Развивать голос, дыхание и мимические мышцы.
8. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность.
Принципы и подходы к формированию программы определены с учетом принципов и подходов программ дошкольного образования, с учетом которых разработана программа.
В основу планирования занятий кружка положены следующие принципы:
1. принцип взаимосвязи задач, охватывающих разные стороны речевого развития — воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания
2. принцип поэтапного формирования умственных действий при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
3. принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны педагога;
4. принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в работу;
5. принцип учета объема и степени разнообразия материала: во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
6. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
7. принцип учета эмоциональной сложности материала: проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный тон.
8. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
9. тематический принцип, т. е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему занятия.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Значимыми для разработки и реализации кружковой программы характеристиками являются учет возрастных особенностей при планировании занятий – дети среднего и старшего возраста. Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка мышонок Речевичок, у которого много друзей среди животных и птиц, героев из сказок. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала. В содержание занятий включены следующие виды работы :
• Артикуляционная гимнастика.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные упражнения.
• Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня Продолжительность занятия: 25 минут.
Форма организации детей : фронтальная.
1.2. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Обогащение активного словаря
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый—грязный, светло—темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Развитие связной и грамматически правильной речи
Грамматический строй речи. Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята—лисят, медвежата—медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т. п., несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развитие фонематического слуха.
Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Развивать концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания при работе с речевым материалом. Развивать слуховое внимание при различении сходных по звучанию звуков; при различении звуков в окружающей среде. Формировать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слогах, словах и фразах. Формировать умения подбирать слоги, слова и предложения с заданным звуком; устанавливать количество, последовательность и месторасположение звуков и букв в слове.
Развитие мелкой моторики. Развивать умения выполнять пальчиковую гимнастику. Развивать умения выполнять упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Отрабатывать графические навыки.
Развитие моторики артикуляционного аппарата. Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений, активность.
Развитие голоса, дыхания и мимических мышц
Формировать длительный ротовой выдох. Дифференцировать ротовой и носовой выдох. Формировать речевое дыхание. Развивать мимическую мускулатуру лица.
Формирование звуковой аналитико – синтетическую активности Совершенствовать навыки фонемного анализа (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).
2.2. Вариативные формы, методы
Формы
Методы
• Игровая ситуация.
• Показ слайдов.
• Игра-путешествие.
• Творческие задания.
• Юные авторы
• Задания
• Игровая обучающая ситуация
• Ситуация общения
• Литературная гостиная Словесные
• Рассказывание
• Чтение
• Беседа
• Загадки
• Заучивание
• Пересказ
Наглядные
• Непосредственные: рассматривание натуральных предметов, экскурсии
• Опосредованные: рассматривание, описание, рассказывание
• ИКТ
• ТРИЗ технологии
Практические
• Пластические этюды
• Дидактические упражнения
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Главным в контексте взаимодействия детского сада с семьей является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, что позволяет решать следующие задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
3. Организационный раздел
3.1. Перспективное планирование программы (приложение 1)
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствует :
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
-требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Материально-техническое оснащение кроме кружкового помещения для успешной реализации Программы предусматривает спортивный и музыкальный залы.
Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., 2013 г.
(добавить таблицу). Развивающая среда группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
3.3. Список используемой литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. /под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи -- М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
3. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. – М. : Издательство Эксма, 2007. – 224 с.
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2005. – 208с.
5. Сидорова У. М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ. М. ; ТЦ Сфера., 2008. – 64 с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическим темам. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 128