Ольга Серб
Рабочая программа по кружковой работе «Волшебный колобок» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1», дошкольный уровень
Рассмотрена:
на методическом объединение
дошкольного уровня
«31» августа 2016 года
Протокол №1
Утверждена:
на педагогическом совете
МБОУ «Гимназия №1»
«31»августа 2016 года
Протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
«Волшебный колобок»
на 2016-2017 учебный год
Публикация «Рабочая программа по кружковой работе „Волшебный колобок“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
для детей 3-5 лет
Составитель:
Воспитатель средней группы
Серб Ольга Анатольевна
Педагогический стаж: 13 лет
г. Кемерово – 2016
Содержание:
1. Пояснительная записка…. 3
2. Общая характеристика учебного предмета «Волшебный колобок» с ссылкой на взаимосвязь образовательных областей….7
3. Место учебного предмета в учебном плане…. 10
4. Содержание учебного предмета «Волшебный колобок»…. 11
5. Тематическое планирование…. 12
6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…. …. 25
Представление, что при любом
двигательном тренинге… упражняется
не рука, а мозг, вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов
Н. А. Берништейн
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность программы : Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественное творчество»
Цель программы : раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. учить соблюдать правила техники безопасности;
3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнении
Воспитательные:
1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
3. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Отличительная черта программы :
Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю во второй половине дня. Длительность – не более 25 минут.
В основу программы положены принципы :
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Возраст детей : старший дошкольный возраст (3-5 лет).
Сроки реализации: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета «Волшебный колобок» с ссылкой на взаимосвязь образовательных областей
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Здоровье» воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
«Познание» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование
элементарных математических представлений
«Социализация» формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского
взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
«Музыка» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд» формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах
продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных
видах продуктивной деятельности
1. Третий год жизни: В сюжетно-отобразительной игре ребенок, подражая действиям взрослых, начинает использовать замещение реальных предметов игрушками и другими предметами-заместителями (гладит платье кубиком, кормит куколку палочкой и т. п.). Ребенок отражает в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя определенную роль (мамы, шофера и др.).
Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием, закладываются предпосылки перехода к продуктивным видам деятельности. Черкание карандашом по бумаге, усвоенное ребенком еще до 2 лет, начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, позже пытается изобразить известные ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.
2. Четвё ртый год жизни: Движения детей четвертого года жизни становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого.
На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит
познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение с взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения – познание окружающего мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка.
Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л. С. Выготский). Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать одни тексты по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел, появляются зачатки произвольности запоминания.
Внимание приобретает все большую сосредоточенность и
устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно «направлять» его на предметы.
Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен,
его благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем
благоприятнее окружение, чем лучше близкие понимают и принимают
ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития: ребенок
положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.
Особое внимание при работе с детьми четвертого года жизни следует
обратить на развитие самостоятельности. Не случайно любимым
выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание ребенка проявлять самостоятельность, поддерживать желание что-то выполнить, сделать без помощи взрослого. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку, что он уже может сам справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).
3. Пятый год жизни: У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата.
Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается
новый уровень сенсорного развития – совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение.
Основным механизмом развития личности остается подражание.
Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок 4-5 лет оценивает себя более реалистично, чем в 3-х летнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка становится группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают «зеркалом»
МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ООП НОО и учебным планом МБОУ «Гимназия № 1», дошкольная ступень, реализация образовательной программы «Волшебный колобок» в младшей, средней и старших группах рассчитана на 1 час в неделю.
Общий объё м учебного времени составляет 108 часов:
• Младшая группа – 1 час в неделю (15 минут) – 36 часов в год.
• Средняя группа— 1 час в неделю (20 минут) — 36 часов в год.
• Старшая группа — 1 час в неделю (25 минут) — 36 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Волшебный колобок»
Методы, используемые для реализации работы кружка :
1) Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2) Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.
3) Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
4) Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий
5) Методы наблюдения:
- сезонные наблюдения за явлениями природы;
- наблюдения за живой и неживой природой и др.
6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
2. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солё ное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
9. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. - М. : Карапуз- Дидактика, 2006
10. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
11. Комарова Т. С., Савенкова А. И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
12. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
14. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
15. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
18 .Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.