Наталья Бровченко
Программа кружковой работы по тестопластике «Мукосолька»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы по тестопластике
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №10 г. Киренска»
«Мукосолька»
на 2017 – 2018 учебный год (первая младшая группа)
Составила, руководитель кружка :
Бровченко Наталья Олеговна
Воспитатель, в 1 кв категории
Пед стаж – 9 лет.
Киренск 2017
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Публикация «Программа кружковой работы по тестопластике „Мукосолька“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
• Работа с пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу.
• В процессе лепки из теста, у детей повышается сенсорная чувствительность; развивается общая ручная умелость, развивается мелкая моторика рук.
• Это посильное занятие для детей 2 – 3 лет.
• Соленое тесто – экологически чистый материал.
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у детей через тестопластику.
Задачи:
1. Знакомить детей с пластичным материалом: соленое тесто.
2. Обучать разнообразным приемам действия с соленым тестом : разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание и «шлепание».
3. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать интерес к лепке из соленого теста.
6. Воспитывать аккуратность в работе.
Оснащение творческого центра:
Подкладные дощечки или клеенки
Формочки из детских наборов
Стеки
Мука
Соль
Пищевой краситель
Мерная кружка
Пластиковые контейнеры для муки, соли и замешивания теста
Скалка
Разделочная доска
Коробочка с мелкими предметами: бусинки, бисер, паетки, пуговицы, бросовый материал, природный материал и т. д.
Подставка для готовых работ.
Для придания формы:
-Формочки от печенья;
-Пасочки из песочницы;
-Крышки разных диаметров;
-Самостоятельно изготовленные трафареты из картона; (подготавливают трафареты частей рисунка по принципу аппликации, после чего прикладывают их к раскатанному тесту и обрезают по контуру детским ножом или стекой).
Для придания рельефа и создания всевозможных отпечатков:
-Кружево бумажное и текстильное;
-Колпачки от фломастеров;
-Вилка;
-Коктейльная трубочка (удобно делать отверстия в подвесках или ажурные кулоны);
-Палочки разного диаметра;
Для украшения поделок:
-Макароны разных форм;
-Крупа (фасоль, горох, нут);
-Семена растений (арбуза, подсолнечника, тыквы);
-Приправы (черный перец, гвоздика);
-Пуговицы и бусины.
Организация рабочего времени и места :
1. Кружковая работа проводится во второй половине дня, 4 раза в месяц.
2. Этот вид деятельности не обозначен как занятие.
3. Особое место в кружковой работе занимает игровая мотивация.
4. Создание доверительной, спокойной обстановки.
5. Привлечение родителей к оформлению центра «Мукосолька».
6. Подбор необходимых материалов и методической литературы.
Работа с родителями :
• Беседа с родителями о значении работы с соленым тестом.
• Привлечение родителей к подбору материалов и оформление центра.
• Консультация для родителей «Игры с соленым тестом в домашних условиях».
• Организация выставок детских работ.
• Проведение комплексного развлечения «Ярмарка прикладного искусства».
Последовательность обучения лепке детей 2-3 лет:
В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.
Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.
Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).
• Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
• Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
• Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).
Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).
• Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
• Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
• После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
• раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску,
• скатывание кусочка в шар,
• сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску,
• получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
• отщипывание кусочков,
• прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.
Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).
Предположительный результат:
• лепит палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями,
• соединяет концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
• раскатывает комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку,
• сплющивает комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник,
• делает углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол,
• соединяет две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку,
• лепит только на дощечке для лепки, помогает взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).
Перспективный план работы кружка «Мукосолька»
На 2017 – 2018 учебный год
Первая младшая группа.
Руководитель кружка : Бровченко Наталья Олеговна
Сентябрь – октябрь:
1. Подбор и изучение литературы.
2. Сбор необходимого материала и оформление центра кружка «Мукосолька».
3. Диагностика навыков и умений детей.
4. Составление перспективного плана кружковой работы.
№ Тема занятия Программное содержание Оборудование
Октябрь 1 этап
1 Игры с тестом
«Раскатываем скалкой». Знакомить детей с тестом, с помощью практических манипуляций выявить свойства данного материала (мягкий, эластичный). Формирование и укрепление мелкой моторики и укрепление мускулатуры рук. Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Соленое тесто, скалка, дощечка для лепки.
2 Игры с тестом
«Ёжик». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Учить создавать простые поделки, основанные на вдавливании и втыкании предметов в тесто.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Спички, счетные палочки или зубочистки.
3 Игры с тестом
«Заборчик для зверушки». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Учить создавать простые поделки, основанные на вдавливании и втыкании предметов в тесто.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Спички, счетные палочки или зубочистки.
4 Игры с тестом
«Вдавливание предметов в тесто» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Укрепление мелкой мускулатуры рук.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами.
Соленое тесто, различные мелкие предметы для вдавливания – нут, маш, семена, гвоздика и. т. д.
Ноябрь 1 этап
5 Игры с формочками для печенья. Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Укреплять мелкую мускулатуру рук.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Соленое тесто разных цветов, дощечки для лепки, формочки для печенья разной формы.
6 «Ажурный кулон для мамы» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением кулонов – вырезание из теста сердечек с помощью формочек. Показать несколько приемов украшения изделия. Соленое тесто, дощечки для лепки, формы для печенья в виде бабочек и сердец, трубочки коктейльные.
7 «Я пеку, пеку…».
Продолжать знакомить детей с техникой лепки из солёного теста
(раскатывается, мнётся, отрывается); свойства: мягкое, эластичное.
Показать приём изготовления изделия из теста. Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, индивидуальные дощечки.
8 «Снег идет» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Листы картона
формата А4 по количеству детей;
шарики из теста
диаметром около 7
мм (10-20 шариков
на каждого ре-
бенка).
Декабрь 1 этап
9 Игры с тестом
«Рисуем на тесте». Продолжать знакомство с техникой тестопластики – показать процесс создания отпечатков на тесте с помощью рельефных предметов.
Укреплять мелкую мускулатуру рук.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Соленое тесто, дощечки для лепки, шарики от гирлянды для создания рисунка на тесте.
10 Игры с тестом
«Стряпаем пироженку». Продолжать знакомство с техникой тестопластики – показать процесс придания тесту формы с помощью формы для песка или кексов.
Укреплять мелкую мускулатуру рук.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Соленое тесто разных цветов, пасочки из песочницы для придания формы, формы для кексов, гвоздика для украшения.
11 «Елочные украшения». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать готовые вырезанные формы, используя цветное тесто и мелкие украшения, развивать цветовосприятие. Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, скалка, формочки для печения, ленточки.
12 «Новогодняя открытка» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей. Картон синего цвета, тесто соленое, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, скалка, формочки для печения.
Январь 2 этап
13 «Рождественские украшения» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие. Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные
14 «Шарфик для снеговика»
(шарфики для зверюшек) Продолжать знакомство с техникой тестопластики - расплющивание колбаски в полоску.
Закрепить навыки раскатывания колбаски.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами.
Тесто соленое разных цветов, зверюшки или снеговики индивидуально для каждого ребенка, дощечка для теста, салфетки.
Февраль 2 этап
15 «Браслеты для кукол». Продолжать знакомство с техникой тестопластики - соединение колбаски в колечко.
Закрепить навыки раскатывания колбаски.
Формировать и поддерживать интерес к лепке различными материалами. Тесто соленое разных цветов, кукла индивидуально для каждого ребенка, дощечка для теста, салфетки.
16 «Валентинки»,
«Медальоны». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением валентинок – вырезание из теста сердечек с помощью формочек. Показать несколько приемов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность. Тесто соленое, красного цвета, формочки сердечки, салфетки, дощечки индивидуальные, украшения, пуговицы.
17 «Пирог». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки.
Март 3 этап
18 «Подарок маме». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику,
Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.
19 «Бусы». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Учить раскатывать колбаски разного цвета, нарезать их, с помощью стеки, на несколько брусочков, делать в них дырочки и после просушки, нанизывать их на леску. Тесто соленое разных цветов. Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, стеки, леска.
20 Игры с тестом «Пропускаем тесто через пресс для чеснока» Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Укреплять мелкую мускулатуру рук.
Соленое тесто, пресс для чеснока.
Апрель 3 этап
21 Игры с тестом «Сеем, сеем огород». Продолжать знакомство с техникой тестопластики, на примере вдавливания предметов в тесто.
Формировать мелкую моторику и укреплять мускулатуру рук. Соленое тесто, нут, бобы, семечки для вдавливания в массу.
22 «Осьминог». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением поделки путем скатывания округлой формы и раскатывания нескольких колбасок. Учить соединять части в единое целое. Соленое тесто розового цвета, салфетки, индивидуальные дощечки.
23 «Гусеница». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Изготовление гусеницы из большого количества шариков. Учить прочно, соединять их. С помощью прищипывания, обозначить рожки. Соленое тесто зеленого цвета, салфетки, индивидуальные дощечки.
24 Мастер-класс для родителей «Игры с тестом»
Май 3 этап
25 Расцвели в саду цветочки (коллективная). Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.
26 «Чудо – рыбка». Продолжать знакомство с техникой тестопластики.
Знакомить способу лепки рыбки из целого куска. Учить приемам оттягивания и прищипывания. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями. Соленое тесто желтого цвета, салфетки, индивидуальные дощечки.
27 Итоговое мероприятие совместно с родителями
«Ярмарка прикладного искусства»