Ляхович Евгения
Рабочая программа кружковой работы по экспериментированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад №319»
Принято:
На педагогическом совете
Протокол № от 2017г.
Утверждаю
Заведующий БДОУ г. Омска
«Детский сад № 319»
М. Х. Мадюдя.
«» 2017г
ПРОГРАММА
Кружковой работы в старшей группе №1
«Любознайки»
Разработала :
Воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад № 319»
Ляхович Е. С.
г. Омск-2017
Содержание:
Публикация «Рабочая программа кружковой работы по экспериментированию в старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Пояснительная записка…3
Цель и задачи программы…. 4
Отличительные особенности программы…. 4
Принципы построения программы….4
Ожидаемые результаты…5
Формы фиксации результатов….5
Тематическое планирование…7
Методическое обеспечение программы…
Литература…
«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих
стереотипов в своём познании мира»
Л. С. Выготский.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Целью кружка является : расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи кружка являются :
• Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
• Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
• Развивать коммуникативные навыки.
Новизной и отличительной особенностью программы «Любознайки» по опытно-экспериментальной деятельности является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Программа знакомства ребёнка с опытно- экспериментальной деятельностью опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип природосообразности: постановка задач познавательного развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и познавательного развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
В программе используются различные методы и приемы:
1. одномоментности (обеспечивает самостоятельный исследовательский поиск детьми через эксперимент);
2. метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
3. словесный (беседа, обсуждение, указания, пояснения);
4. практический (самостоятельное выполнение детьми опытов, использование различных инструментов и материалов);
5. эвристический (развитие находчивости и активности);
6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
7. мотивационный (убеждение, поощрение).
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Оценка результатов заключается в анализе проведенных опытов педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа опыта особое внимание уделяется положительной динамике. Критика не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Формы фиксации результатов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 60 занятий. Длительность занятия в старшей группе -32 мин
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Перспективное планирование кружка «Любознайки».
Тема Задачи
Сентябрь
1. Что мы знаем о песке Познакомить со свойством песка.
2. Песок и глина Познакомить со свойствами глины. Сравнить свойства глины и песка.
Октябрь
3. Что-то в коробке. Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
4. Солнечный зайчик. Познакомить с естественным источником света – солнцем.
5. Какими бывают камни. Знакомство с неживой природой, со свойствами камней.
6. Необычные камни. Знакомство с неживой природой, со свойствами камней.
Ноябрь
7. Живые камни Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
8. Могут ли камни менять цвет? Знакомство с неживой природой, со свойствами камней.
9. «Знакомство со свойствами воздуха» Знакомство со свойствами воздуха.
10. «Сухой из воды» Знакомство со свойствами воздуха.
Декабрь
11. «Сколько весит воздух?» Знакомство со свойствами воздуха.
12. Воздух всегда в движении Доказать, что воздух всегда в движении.
13. Родственники стекла Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
14. Мир бумаги Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
15. Мир ткани Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Январь
16. Мир дерева Познакомить со свойствами дерева.
17. «Что лучше-бумага или ткань?» Продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами
18. Свет и тень. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Февраль
19. Темный космос Выявить причины темноты в космосе
20. День- ночь Установить как происходит смена дня и ночи методом моделирования
21.«Превращения капельки» Закрепление знание детей об разных формах воды
22. «Куда исчезла вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Март
23. «Разная вода»
24. Круговорот воды в природе. Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
25. Сделай радугу
26. «Притягивает – не притягивает» Познакомить со свойствами магнита.
27. Апрель
27 «Действует ли магнит через другие материалы?» Закрепить свойства магнита
28 «Не замочив рук»
29 Удивительная почва Показать, из чего состоит почва.
30 Удивительная почва Показать, что в почве есть воздух.
Май
31 Удивительная почва Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
32 Удивительная почва Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Занятия №1 Что мы знаем о песке.
Опыт №1. Из чего состоит песок.
Ход: Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы. Опыт № 2. «Песчаный конус».
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Опыт № 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить пасочку. Получилась ли пасочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтоб из него можно было строить?
Опыт № 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить пасочку.
Получилась ли постройка? 34Свет повсюду
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
• Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Свет и тень
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.
• Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
• Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.