Светлана Торопова
Программа кружковой работы «Игралочка-развивалочка» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа для детей раннего возраста
«Игралочка-развивалочка»
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Принципы и подходы в реализации совместной деятельности.
4. Планируемые результаты
5. Работа с родителями
ВведениеБез игры нет, и не может быть
Полноценного умственного развития…
Игра – это искра, зажигающая огонёк
Пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Программа кружковой работы „Игралочка-развивалочка“ (ранний возраст)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Ранний возраст признан важным периодом в развитии ребёнка, который можно назвать «возрастом нераскрытых резервов». Как подчёркивал Л. С. Выгодский, ранний возраст «сензитивен во всём». Именно в этом возрасте развитие ребёнка зависит от социальных условий его жизни, его окружения. Эффективным средством развития детей является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребёнка, но и как особое содержание усвоения, и знакомства с окружающим миром. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения. Слаженная и умелая работа в процессе воспитания и образования детей помогает развивать речь, память, внимание, воображение, мышление, восприятие и интеллект; оказывает положительное воздействие на весь организм в целом; снимает физическое и эмоциональное напряжение; готовит непослушную ручку к письму.
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые направлены на создание ситуации развития для детей, обеспечивающие поддержку их инициативности, самостоятельности в специфических для них видах деятельности, ведущим из которых является игра, её обогащение, выделение достаточного игрового времени и создание игрового пространства.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Это особая деятельность ребёнка, с помощью которой он активно развивается, познаёт окружающий мир, культуру человеческих взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по расширению кругозора детей, правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кисти рук – это представители речевых центров мозга; при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее
жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих
перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям, а также, в повышении педагогической и психологической культуры родителей.
2. Цели и задачи программы:
Расширение кругозора детей раннего возраста (представления о труде взрослых, окружающем мире, животных и другое)
Развитие мелкой моторики.
Обогащение пассивного словаря
Развитие активного словаря, гармонизации движений тела.
Формирование у детей интереса и потребности в восприятии художественного слова.
Развитие памяти, воображения, речи
3. В основу программы положены принципы:
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
• интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей раннего возраста, в ходе реализации
которых, формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольника.
• Индивидуализации
Программа включает в себя несколько разделов и направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5-2 лет, расширение кругозора детей. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Для развития моторики рук и расширения кругозора детей на совместной деятельности используются следующие игры и упражнения:
• Самомассаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы,
мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т. д.)
• рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, закрашивание и т. д.)
• Лепка
• Игры, направленные на сенсорное развитие
Через данные игры формируем у детей умения находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам; выделять признаки: «один-много», «много-мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху.
Вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
Формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов; знакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, красок, клея, ткани.
• Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности
В ходе данных игр и игровых упражнений у детей развиваются соотносящие действия, зрительно-двигательная координация; формируется умение играть с автодидактическими игрушками (матрёшками, пирамидками, вкладышами, строительным материалом; дети знакомятся с умением удерживать карандаш, кисточку и выполнять соответствующие действия; удерживать клубки ниток и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия с мозаикой и строительным материалом; проделывать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку;раскладывать предметы в ёмкости, сортируя их по форме, цвету, величине; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; перебирать и пересыпать крупы; наливать и переливать воду, ловить игрушки в тазике сачком и т. д. ; формировать орудийные действия.
• Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений
Игры способствуют развитию умения дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительскую лексику; понимать словесные инструкции из одного – трёх элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки; формировать интерес к речевым звукам, понимание слов – действий, слов-признаков; вызывать инициативную речевую активность.
• Игры, направленные на ознакомление с окружающим миром
Игры формируют и совершенствуют умения детей выделять и называть животных, птиц, растения, предметы обихода, людей; наблюдать объекты живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения; рассматривать предметы, предметные и сюжетные картинки, отвечать и уметь с ними действовать.
• Игры, направленные на физическое развитие
Игры способствуют и развивают умения детей уверенно перемещаться в пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставать на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершенствовать вращательные движения;
Совершенствуют навыки ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия; развивают содружественные движения рук и пальцев, разнообразные двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесии, координацию движений;
Игры помогают формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы; стимулируют быстроту реагирования.
• Игры – развлечения, музыкальные игры
Дети наблюдают за действиями героев разных видов театров (перчаточные куклы, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; формируется умение использовать разные виды театров по назначению, действовать под музыку в соответствии с её настроением; обыгрывать музыкальные образы (птички, зайчик, мишки, цыплята); подражать действиям взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках игрушку; ритмично хлопать, топать); водить хоровод; произносить звукоподражания, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать.
Содержание разделов дифференцируется в соответствии с возрастом детей при составлении комплексно – тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-тематическое планирование предполагает обеспечение на основе использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование детских видов деятельности и задач работы.
Кружковая работа «Игралочка -развивалочка» направлена на всестороннее развитие ребнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены разных видов деятельности.
В ходе совместной деятельности у детей происходит:
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание,
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
• воспитывать внимательность к выполнению заданий;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• воспитывать и развивать художественный вкус.
Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приёмы показа, проговаривания, сопряжённых и отражённых действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово.
Подходы и методы их реализации:
• Систематическая совместная деятельность
• Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала.
• Доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных
особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному).
• Игры, игровые приемы.
• Организация и оформление выставок детских работ.
Организация совместной деятельности:
1 раз в неделю по 10 минут. ИТОГО: 28
4. Планируемые результаты
К концу года дети должны знать:
названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек
особенности использования разных видов игрушек
правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр
названия некоторых любимых игр
Дети должны уметь:
эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх
готовить игрушки и место для игры
соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками)
использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением
поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника
подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого
самостоятельно инициировать игру
выражать свои игровые предпочтения
использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал
действовать, соблюдая игровые правила
Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребёнком
поддерживаются все проявления активности детей
создаются коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции детей
организуются эмоционально насыщенные игровые ситуации
обеспечивается неоднократное повторение знакомых игр как в течение совместной деятельности, так и в течении игрового дня и других режимных моментах
учитываются состояния детей на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения
в игры включаются предметы, игрушки, сделанные в семье
предусматривается профилактика и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.
5. Работа с родителями
Через консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания формировать позитивный образ своего ребёнка, представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний.
С помощью мастер-классов, день открытых дверей научить приёмам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуации в процессе воспитания, обучения и развития ребёнка.
Формирование у родителей умения организовать игровую среду и игровое взаимодействие в домашних условиях.
В процессе работы с родителями используются разнообразные методы активного социально – психологического обучения. Особенное место занимает такие формы работы, как консультирование, мастер-классы, педагогические мастерские, представление предметно-пространственной среды в группе, представление игр своими сделанные руками из подручного материала.
Расписание кружковой деятельности
4 занятия в месяц 16.00 — 16.15 (по подгруппам)