Ирина Чуднова
Программа кружковой работы по изобразительной деятельности для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №1 «Теремок»
городского округа закрытого административно-территориального образования
Сибирский Алтайского края
Программа кружковой работы по изобразительной деятельности
«Капитошка»
для средней группы.
Разработала : Чуднова И. С., воспитатель.
ЗАТО Сибирский
Публикация «Программа кружковой работы по изобразительной деятельности для средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Пояснительная записка.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый, цветов (растения в разные времена года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.). Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Таким образом, изобразительная деятельность содействует и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, трудовые умения и навыки. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается. Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало.
Цель – через обучение изобразительному искусству, развивать интеллектуальные, речевые, сенсорные навыки и психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, представление).
Задачи:
К обучающим задачам относятся:
знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);
формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;
обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;
формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;
ознакомление с произведениями изобразительного, народного и декоративно – прикладного искусства;
обогащение детей художественными впечатлениями;
К развивающим задачам относятся:
развитие творческих способностей;
развитие смекалки, художественного вкуса;
развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;
развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;
совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения;
развитие эстетического восприятия и творческого воображения;
развитие интереса к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме.
К воспитывающим задачам относятся:
воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;
формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.
способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
организация предметно-развивающей среды;
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Необходимо учитывать в работе на занятиях :
Индивидуальные возможности детей:
Умение использовать изобразительные материалы;
Умение работать только левой рукой;
Быстрое выполнение задания;
Страх плохого результата рисования;
Уровень развития детей;
Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
Заинтересованность;
Неуверенность при выполнении задания;
Скованность;
Нетерпение;
Внимательность;
Брезгливость и т. п.
Ожидаются следующие результаты:
Умение смешивать краски;
Наличие элементарных композиционных умений;
Изображение предметов и объектов разных форм;
Владение способами нестандартного изображения;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Умение использовать трафареты при работе;
Умение декоративно оформлять готовую работу;
Использование навыков в самостоятельной деятельности;
Интерес к изобразительной деятельности.
Умеет видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов, сравнивать их.
Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
Осенние листья - Оттиск с поверхности
Изображать можно линией - Использование линии, как изобразительно – выразительного средства
Изображать можно пятном - Использование пятна, как изобразительно-выразительного средства
Геометрический орнамент - Ознакомление с декоративными геометрическими элементами
Октябрь
Орнамент в полосе - Изображение геометрического орнамента в полосе
Сетчатый орнамент - Изображение сетчатого орнамента
Наше настроение - Использование цвета, как изобразительно – выразительного средства
Перелётные птицы - Декоративное изображение птиц
Ноябрь
Понятие узор, ритм - Изображение узора (в полосе)
Сказочный листок - Изображение листьев, характерное для ДПИ
Украшение - Украшение тарелочки
Разноцветные снежинки - Кляксография
Декабрь
Узоры на нашем окне - Изображение однотонного узора на цветном фоне
Зимний пейзаж - Композиция, изображение методом тычка (ватной палочкой)
Одежда Деда Мороза - Украшение предмета одежды узорами
Зелёная красавица - Изображение ели, украшение (рисование пальцем/ватными палочками)
Наш весёлый снеговик - Рисование по трафарету, методом тычка (поролон)
Январь
Сказки - Изображение иллюстрации к сказке
Весёлые животные - Декоративное изображение домашнего животного
Весёлые животные - Декоративное изображение дикого животного
Февраль
Космическое пространство - Изображение космических тел
Воздушный шар - Украшение воздушного шара (изображение на цветной поверхности)
Военная техника - Поэтапное рисование
Защитникам слава - Открытка к 23 февраля
Март
Букет для мамы - Изображение ладошками (коллективная работа)
Весенний цветок - Изображение сухой кистью
Городецкая роспись - Изображение растительных элементов
Весёлые истории - Изображение ладошками
Филимоновская игрушка - Украшение макета петушка
Апрель
Петроглифы - Выражение предметов и явлений символами
Хохломская роспись - Изображение растительных элементов
Аквариум - Изображение декоративных рыбок
Деревья весной - Изображение ветки вербы (украшение подручными материалами, ватой; на цветном фоне)
Май \
Сказочная пчёлка - Декоративное изображение насекомого
Праздничный салют - Использование различных методов рисования в одной композиции
Матрёшка - Украшение макета игрушки
Букет весенних цветов - Монотипия
Список литературы:
1. Захарова В. П., Либерман А. М., Маркина А. Г. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е,. - М., «Просвещение», 1972. - 86 с.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 96 с.
3. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. –– М. : Просвещение, 1977. - 253с
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа : учебно-методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 152 с.
5. Людвиг-Кайзер У. Каждый может рисовать, первые шаги, СПб. : Питер, 2014 – 64 с.
6. Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ под ред. М. О. Вайполиной – СПб. : Каро. – 2010. – 112с.
7. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду". М. : "Просвещение", 1982 г. - 208с
8. Федотова Р. И., Основы изобразительного искусства, - М. : Новая реальность, 2013. – 110с.