Ирина Штефан
Программа кружковой работы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Почемучки»
Воспитатель: Штефан И. А.
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Публикация «Программа кружковой работы в старшей группе» размещена в разделах
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.
Возрастные особенности психофизического развития
детей 5-6 лет
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности
1. Добровольное участие детей.
2. Наполняемость кружка : 8-10 детей.
3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 15 - 20 минут.
5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раза в неделю, во второй половине дня.
6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 64.
7. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
8. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют :
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
• Программа «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.
Цель:
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
5. Создать условия для экспериментальной деятельности.
6. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
7. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
8. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Предназначена для детей 5 – 6 лет.
В основе программы лежат следующие принципы:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Приобщение детей к социокультурным нормам.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Основные формы и методы работы :
• Наблюдение
• Беседа
• Исследовательская деятельность
• Экспериментальная деятельность
• Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
• Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами :
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: магниты, лупы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода).
«Уголок природы»
Календарь природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
Различные емкости (лейки; ведра)
Воронки
Природный материал (шишки, камни)
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки)
«Умелые ручки»
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, ц/карандаши, акварель, кисти)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты).
Планируемые результаты освоения программы детей
5 - 6 лет
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература
Сентябрь Экскурсия в детскую лабораторию Цель: Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 41
Сентябрь «Какая бывает вода?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 43
Сентябрь «Вода – растворитель. Очищение воды». Цель: Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 46
Октябрь «Сила тяготения». Цель: Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 47
Октябрь «Упрямые предметы». Цель: Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 48
Октябрь «Волшебные стеклышки» Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой; объяснить, для чего они нужны человеку. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 51
Октябрь «Почему предметы движутся?» Цель: Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 53
Ноябрь «Хитрости инерции» Цель: Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 55
Ноябрь «Что такое масса?» Цель: Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 56
Ноябрь «Воздух» Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 59
Ноябрь «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 61
Декабрь «Почему дует ветер?» Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 64
Декабрь «Почему не тонут корабли?» Цель: Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 68
Декабрь «Путешествие Капельки» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера, доказывать правильность своего мнения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 70
Декабрь «Чем можно измерить длину?» Цель: Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерой длины в древности. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 74
Январь «Все обо всем» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 77
Январь «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 78
Февраль «Откуда взялись острова?» Цель: Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 85
Февраль «Как происходит извержение вулкана?» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 87
Февраль «Как появляются горы?» Цель: Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 89
Февраль «Испытание магнита» Цель: Познакомить детей с физическим явление – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 91
Март «О «дрожалке» и «пищалке». Цель: Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 94
Март «Как сделать звук громче?» Цель: Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 95
Март «Секретные записки» Цель: Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 104
Март «Что такое молния?» Цель: Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 106
Апрель «Как образуются метеоритные кратеры?» Цель: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 100
Апрель «Почему в космос летают на ракете?» Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 102
Апрель «Электрический театр» Цель: Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 112
Апрель «Радуга в небе» Цель: Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 115
Май «Забавные фокусы» Цель: Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 116
Май «Можно ли сделать» Цель: Закрепить знания о видах материалов, их свойствах и качествах; воспитывать внимательность.
Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 86
Май «Фантастические гипотезы» Цель: Побудить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначение предмета. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 85
Май «Домик для Гнома Гномыча» Цель: Закреплять умение различать и называть качества предметов (камень и вата). Интернет источник
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015
5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proghramma-kruzhka-po-ekspierimientirovaniiu-mir-volshiebstva