Получи документы

Программа кружковой работы в старшей группе

Ирина Штефан
Программа кружковой работы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружковой работы

«Почемучки»

(старшая группа)

Воспитатель: Штефан И. А.

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Публикация «Программа кружковой работы в старшей группе» размещена в разделах

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.

Возрастные особенности психофизического развития

детей 5-6 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности

1. Добровольное участие детей.

2. Наполняемость кружка : 8-10 детей.

3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 15 - 20 минут.

5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раза в неделю, во второй половине дня.

6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 64.

7. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

8. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют :

• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.

Цель:

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5. Создать условия для экспериментальной деятельности.

6. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

7. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

8. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Предназначена для детей 5 – 6 лет.

В основе программы лежат следующие принципы:

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

• Приобщение детей к социокультурным нормам.

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

• Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Основные формы и методы работы :

• Наблюдение

• Беседа

• Исследовательская деятельность

• Экспериментальная деятельность

• Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами :

«Маленький ученый»

Представлены различные приборы: магниты, лупы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода).

«Уголок природы»

Календарь природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра)

Воронки

Природный материал (шишки, камни)

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки)

«Умелые ручки»

Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, ц/карандаши, акварель, кисти)

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты).

Планируемые результаты освоения программы детей

5 - 6 лет

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература

Сентябрь Экскурсия в детскую лабораторию Цель: Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 41

Сентябрь «Какая бывает вода?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 43

Сентябрь «Вода – растворитель. Очищение воды». Цель: Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 46

Октябрь «Сила тяготения». Цель: Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 47

Октябрь «Упрямые предметы». Цель: Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 48

Октябрь «Волшебные стеклышки» Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой; объяснить, для чего они нужны человеку. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 51

Октябрь «Почему предметы движутся?» Цель: Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 53

Ноябрь «Хитрости инерции» Цель: Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 55

Ноябрь «Что такое масса?» Цель: Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 56

Ноябрь «Воздух» Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 59

Ноябрь «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 61

Декабрь «Почему дует ветер?» Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 64

Декабрь «Почему не тонут корабли?» Цель: Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 68

Декабрь «Путешествие Капельки» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера, доказывать правильность своего мнения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 70

Декабрь «Чем можно измерить длину?» Цель: Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерой длины в древности. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 74

Январь «Все обо всем» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 77

Январь «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 78

Февраль «Откуда взялись острова?» Цель: Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 85

Февраль «Как происходит извержение вулкана?» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 87

Февраль «Как появляются горы?» Цель: Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 89

Февраль «Испытание магнита» Цель: Познакомить детей с физическим явление – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 91

Март «О «дрожалке» и «пищалке». Цель: Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 94

Март «Как сделать звук громче?» Цель: Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 95

Март «Секретные записки» Цель: Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 104

Март «Что такое молния?» Цель: Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 106

Апрель «Как образуются метеоритные кратеры?» Цель: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 100

Апрель «Почему в космос летают на ракете?» Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 102

Апрель «Электрический театр» Цель: Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 112

Апрель «Радуга в небе» Цель: Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 115

Май «Забавные фокусы» Цель: Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 116

Май «Можно ли сделать» Цель: Закрепить знания о видах материалов, их свойствах и качествах; воспитывать внимательность.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 86

Май «Фантастические гипотезы» Цель: Побудить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначение предмета. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 85

Май «Домик для Гнома Гномыча» Цель: Закреплять умение различать и называть качества предметов (камень и вата). Интернет источник

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015

5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proghramma-kruzhka-po-ekspierimientirovaniiu-mir-volshiebstva

Публикации по теме:

Модифицированная программа кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка» Модифицированная программа кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по.

Перспективное планирование кружковой работы «Волшебные листочки. Работа с бумагой в технике оригами» для старшей группы Цель: продолжаем развитие у детей способностей, сочетающих в себе активную работу рук и ума, новизну, ощущение игры, а также развитие речи,.

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группеПерспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе Цель и задачи программы Цели: - Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования - Создание условий для формирования.

План кружковой работы в старшей группе по ФЭМП на январь-май Цель – развивать интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. Задачи кружковой работы: • Закреплять и уточнять знания.

План кружковой работы в старшей группе по ФЭМП на сентябрь-декабрь Цель – развивать интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. Задачи кружковой работы: • Закреплять и уточнять знания.

Программа кружковой работы «Увлекательная математика с конструктором «Магформес» для детей старшего дошкольного возраста Программа ДОУ Кружок «Увлекательная математика с конструктором «Магформес» для детей старшего дошкольного возраста Составитель: воспитатель.

Программа кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить»Программа кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 3 2. Направленность.

Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами «Коллекция идей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Изюминка» Рассмотрено на педагогическом Утверждаю совете Заведующий.

Программа кружковой работы «Фантазия» по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Программа дополнительного образования «Фантазия» по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Воспитатель.

Рабочая программа кружковой работы по театральной деятельности «Аптаах холбуйачаан» для детей 4–7 лет Пояснительная записка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя,.

Автор публикации:
Программа кружковой работы в старшей группе
Опубликовано: 21 октября 2018 в 10:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой работы в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Штефан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД