Марина Костенко
Программа кружка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Звуковка»
для детей старшего дошкольного возраста
по речевому развитию
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
Публикация «Программа кружка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Актуальность выбора кружка «Звуковка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствует речевому развитию ребенка.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания.
Цель: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 6-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
Образовательные:
1. формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха;
2. формирование умения регулировать силу голоса;
3. формирование правильного звукопроизношения;
4. формирование фразовой речи.
Развивающие :
1. развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
2. развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. развивать слуховое и зрительное внимание;
4. развивать фонематическое восприятие;
5. развивать связную речь.
Воспитательные:
1. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;
2. воспитывать умение слушать друг друга;
3. воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
4. воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие :
1. планировать объем материала с меньшим учетом утомляемости ребенка;
2. соблюдать правильную посадку ребенка;
3. способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Работа кружка строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой – «Царевна «Квака». По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой «Квака. Эти персонажи – оживляют эмоциональное общение педагога с детьми. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни-мания, снижают утомляемость; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.
Организационные условия реализации Программы :
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Срок реализации – 1 год
Продолжительность обучения (общий объём) – 30 занятий.
Группа состоит из 10 детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Формы организации детей : фронтальная, индивидуальная
Предполагаемый результат:
К концу учебного года у детей улучшится :
- произносительная сторона речи;
- фонематический слух и восприятие;
- увеличится пассивный и активный словарный запас;
- обогатится речь детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями;
- будет сформирована связная речь, коммуникативные возможности каждого ребенка.
У детей будет наблюдаться стойкая положительная мотивация к занятиям и работе над речью в целом.
Навыки, которыми дети овладеют в процессе занятий по данной Программе :
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование правильного звукопроизношения.
6. Реализация сформированных речевых навыков в стихах, в связной речи, в диалогах, в пересказах текстов, в рассказах).
Учебно-тематический план
№ п/п Блок Тема Количество часов
всего теория практика
1 Подготовительный
подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе) «Путешествие в страну Звуков» 3 1 2
2 Формирование произносительных умений и навыков «Весёлая гимнастика» 24 5 19
3 Совершенствование фонематического восприятия параллельно с коррекцией звукопроизношения «Заколдованные слова» 6 - 6
4 Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
«Страна связной речи» 3 - 3
Итого: 36 6 30
Комплекс организационно-педагогических условий
В значительной степени при разработке рабочей программы и подготовке к занятиям могут быть использованы интернет-ресурсы, справочная и художественная литература, а также опыт работы. Одним из главных принципов подбора содержания программы является развитие познавательного интереса как устойчивого мотива самообразования дошкольников; методы и формы работы выбраны с уч том поступательного развития познавательного интереса, развития социально-коммуникативных способностей и творческой активности.
Организация содержания работы кружка включает в себя дифференцированный подход к обучению, сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Каждое занятие включает в себя речевые упражнения и коммуникативные тренинги для развития навыков общения и развития речи обучающихся. Дифференцированный подход необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту детей, повышению их самооценки. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр.
Содержание занятий
Блок Тема, форма занятия Материал Методы и приемы План занятия
Подготовительный Диагностика Речевые карты Обследование детей Диагностика детей
«Путешествие в страну Звуков»
Ознакомление детей на доступном уровне с речевым аппаратом).
Показ артикуляционной сказки Использование сказки «Кто в домике живёт?», «Весёлый язычок», «Язык наш – друг наш» Артикуляционная сказка
Знакомство с фонематическим восприятием звуков Карточки для игр Д/ и и упражнения: «Выбери картинки, в названии которых есть заданный звук», «Выбери слова, которые «поедут» в вагончике», «В этом домике живут…» и др.
Д/и упражнения
Формирование и развитие артикуляционной моторики Наглядные схемы-изображения артикуляционных гимнастик Выполнение комплексов артикуляционных гимнастик Комплексы артикуляционных упражнений
Формирование произносительных умений и навыков Формирование правильного звукопроизношения, звуки формируются в следующей последовательности: Речевые карты Устранение дефектов произношения Выявление дефектов произношения
«Весёлая гимнастика»
Устранение дефектов произношения Комплексные упражнения Отработка комплексных упражнений: «Комарик», «Кузнечик», «Ветерок», «Самолётик», «Жук», «Колокольчик» «Трещёткак «Гусь шипит», «Собака рычит» Комплексные упражнения для свистящих, шипящих, сонорных звуков и шипящих аффрикат
Формирование звукоразличительных навыков Атрибуты к играм, пособия Д/и «Узнай звук» (с погремушкой, «Хлопни в ладоши», «Сигнальный флажок», «Сколько звуков – столько фишек» и др. ; Д/и «Слоговые дорожки» (с погремушкой, «Будь внимательным», «Построй домик для звуков» (дети соединяют пальцы обеих рук в виде крыши домика, «Сколько слогов– столько грибов» и др. ; Д/и «В каких словах спрятался звук?», «Постучи кулачками», «Флажок», «Сигнальщики» и др. ; Дидактические упражнения
Автоматизация звуков Атрибуты к играм, пособия Д/ и и упражнения: «Слоговые дорожки», «Перейди через мостик», «Будь внимательным», «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись» и др. Д/ и и упражнения: «Словоговорки», «Слово за словом», «Цепочки слов», «Путаница», «Лесенка», «Посели в домик слова на заданный звук (слог)», «Вагончик», «Запомни слова и повтори» и др. Дидактические игры и упражнения
Совершенствование фонематического восприятия параллельно с коррекцией звукопроизношения Закрепление автоматизации звуков Речевые карты Обследование детей Закрепление автоматизации звуков
«Заколдованные слова»
Закрепление навыка звукового анализа слов Ребусы, пособия к играм Д/ игры, упражнения, ребусы: «Собери слово из слогов», «Заколдованные слова», «Продолжи слово» и др. Д/игры, упражнения, ребусы
Закрепление навыка деления слова на слоги Пособия и атрибуты к играм и упражнениям Д/ игры, упражнения: «Будь внимательным», «Повтори, не торопись, да, смотри, не ошибись», «Телеграф», «Оттопай», «Отхлопай», «Отстучи» и др. Д/игры, упражнения:
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Развитие связной выразительной речи Речевые карты Обследование деттей Закрепление автоматизации звуков
«Страна связной речи»
Развитие связной речи Закрепление навыка связной выразительной речи Дидактический материал Использование дидактического материала: «Автоматизация звуков в связной речи»
Методическое обеспечение программы.
Формы, приемы и методы реализации программы :
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• Артикуляционная гимнастика.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные и фонопедические упражнения.
• Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок мячиками.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
• Упражнения на расслабление (релаксация).
Дидактические материалы и средства, используемые при реализации программы обучения, включают в себя:
- практические и теоретические задания творческого, развивающего и занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы
- специальную литературу
- карты, схемы, буклеты, наборы, мелкий конструктор
- видеопродукции, слайды, фотоальбомы
- развивающие игры для занятий риторикой и развития коммуникативных навыков
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
освоения Программы
Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения
предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и
промежуточных результатов освоения программы и позволяет осуществлять
оценку динамики достижений детей.
Мониторинг – это целенаправленная планомерная система, осознанная на
всех этапах коррекционно - педагогического процесса. Учитель – логопед
отслеживает динамику усвоения дошкольниками программного материала,
подготовку детей с целью выявления особенностей, изменений в речевом
развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении
образовательного процесса.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год поэтапно:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня
усвоения базовых знаний, умений, навыков.
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью
определения уровня развития речевых способностей.
Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей в рамках дополнительного образования.
Ключевые речевые качества :
Звукопроизношение
Слоговая структура слова
Фонематические процессы и слуховосприятие
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связная речь
Пространственная ориентировка
Артикуляционная моторика
Моторика артикуляционного аппарата
Мелкая моторика
Общая моторика
Анамнез
Мимика
Диагностическая методика
1 Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого
развития детей дошкольного возраста.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместные занятия родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями речи ребенка и т. д. Разработан цикл консультаций по темам: «Развиваем воображение», «Ум на кончиках пальцев», «Как правильно научить ребенка говорить» и т. д.
Рекомендуемый список литературы для родителей:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с.
2. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М. : МО РСФСР, 1991.
Рекомендуемый список литературы:
1. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия)
3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
5. Н. В. Нищева Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
6. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
7. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.
8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
9. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с.
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М. : МО РСФСР, 1991.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М. : МО РСФСР, 1993.