Папки-передвижки

Программа работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшей и подготовительной к школе группе

Вероника Парфенова
Программа работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшей и подготовительной к школе группе

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

Пояснительная записка

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.

Публикация «Программа работы кружка „Умелые ручки“ с детьми старшей и подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Одним из основных условий и в тоже время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеется в виду движение рук ребенка): чем они многообразие, тем совершеннее функции нервной системы. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений.

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга. Еще Павлов И. П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики.

Применяя технологию – пластилинографию мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

«Пластилинография – новый вид декоративного искусства. Представляет собой создания лепных картинок с изображением более или менее выпуклых полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности». Это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи» - «рисование» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов – увлекательные занятия, дающие эстетическое удовлетворение от подобного творчества.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике работы с пластилином в детском саду уделяется мало внимания.

Основная цель моей профессиональной деятельности - развитие мелкой моторики рук, для подготовки детей к письму через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Чтобы в дошкольные годы, каждый ребёнок испытал радость творческого созидания, необходимо сформировать у детей ручную умелость, которая позволила бы им свободно и творчески «создавать» изображения лепных картинок. Этому способствуют занятия с детьми в кружке «Умелые ручки».

На своих занятиях я ставлю более широкие цели: обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия, представлений, воображения, образного мышления. Развиваю у ребёнка наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое изображение. Это позволяет детям выражать свои чувства на бумаге. Ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что не получится, он уверен, что получится и получится красиво. Дети получают знания, умения, навыки: происходит закрепление информации, расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

К старшему дошкольному возрасту появляются все предпосылки к созданию сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приёмов в лепке: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания. Важное значение при создании картин в технике «пластилинография» имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».

При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2— 3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать им не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с 3—5 цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Довольно часто в лепке бывают нужны такие цвета и оттенки, которые очень редко встречаются в стандартных наборах пластилина.

Не нужно смешивать одновременно много цветов. В таких случаях чаще всего выходит нечто непредсказуемое — серо-бурое. Лучше начать с двух, затем с трех цветов. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщипнуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однородного цвета.

В результате таких занятий дети учатся создавать настоящие произведения искусства, оформляют ими групповые комнаты, коридор детского сада, праздники, дарят близким.

Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии воспитанников.

Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, рассчитана на 2 года обучения. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, цветы, насекомые, птицы, сказочные животные, обитатели подводного царства.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление материала, полученного на занятиях по развитию речи, экологии, рисовании, осуществляется знакомство с миром предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Цель: Развитие у детей общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилина) средствами пластилинографии.

Задачи:

• Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

• Расширять представления детей об окружающем мире природы.

• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Методические советы:

- активизируйте внимание дошкольника, при помощи дополнительных стимулов;

- живо, эмоционально объясняйте ребятам способы действий, приёмы изображений;

- обучение изобразительной деятельности стройте с учетом постепенного нарастания сложности материала;

- обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности;

- тематику занятий по рисованию, лепке, аппликации сочетайте с тематикой занятий по развитию речи;

- поощряйте ребенка;

- ни в коем случае не подчеркивайте различия в развитии изобразительных навыков у детей;

- учитывайте индивидуальные особенности детей, уровень сформированности навыков;

- поощряйте желание наблюдать за работой друг друга.

Именно благодаря книгам «Пластилинография», автор Давыдова Г. Н.

и появились наши работы.

Отличие наших работ заключается в том, что мы используем как основу не цветной картон, а берем плотный картон и пластилином нужного цвета наносим фон. Это достаточно трудоемкая работа, так как необходимы определенные усилия пальцев, чтобы заполнить пластилином всю поверхность и равномерно разгладить ее. Но благодаря выполнению такой работы мы решаем нашу главную задачу - развиваем мелкую моторику пальцев рук. Сначала дети делают фон достаточно долго и медленно, но затем они ищут новые способы заполнения поверхности (кто – то отрывает небольшие кусочки, кто – то скатывает колбаски и их растягивает по поверхности). К середине 2 –го года обучения дети превращают это занятие в игру: «Посмотри, что у меня получилось». Заполнив небольшой участок поверхности, фантазируют: «Посмотрите, а у меня облачко плывет» (смешная рожица, волк открыл свою пасть, клякса, космические пришельцы и многое другое). Фантазии нет границ! Вот когда работа над фоном закончена, нам остается приклеить рамку и продолжить работу.

Еще одно отличие от разработок автора книг состоит в том, что мы наши картины выполняем в несколько этапов и в месяц мы делаем только одну картину. Это обусловлено большой загруженностью детей в течении всего дня.

Поэтому, я провожу одно фронтальное занятие, на котором дети получают знания познавательного характера, рассматриваем иллюстрации, читаю детям стихи, загадки по теме, анализируем образец и разучиваем физминутку по теме. В практической части дети выполняют работу по созданию фона. Следующие этапы состоят из индивидуальной или подгрупповой работы с детьми.

Сначала мы делам крупные изображения, потом дополняем мелкими деталями и в конце работы мы «оживляем» нашу картину, то есть прорисовываем ее стеками (наносим штрихи, точки, линии и т. д) Когда все дети выполнили свои картины, мы выставляем их на выставку работ в раздевалке и они некоторое время служат как украшение для помещения.

Считаю, что цели и задачи работы кружка гармонично вливаются в целостность образовательного процесса. Кратковременность не приводит к переутомляемости детей и позволяет поддерживать интерес на протяжении всего время обучения.

Работа по подгруппам позволяет заинтересовать детей, способствует созданию необходимого эмоционального настроя, положительного настроя деятельности, желания общаться, находясь в роли настоящих художников, скульпторов, декораторов, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.

Индивидуальные занятия проводятся во второй половине дня во время свободной, самостоятельной деятельности детей. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как они овладевают изобразительными навыками и умениями. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа. Большинству же требуется определенное время, систематическое длительное внимание и помощь педагога. Чтобы привлечь ребенка к выполнению задания воспитатель сам выполняет работу вместе с ним, а ребенок наблюдает, как в его руках получаются красивые предметы, тогда у ребенка появляется желание самому сделать такое же красивое изделие. При этом воспитателю достаточно наблюдать за ним.

Такой подход к созданию наших картин позволяет нам более качественно выполнить работу и у меня появляется возможность отметить достижения каждого ребенка, похвалить их за выполненную работу, за проявление творчества в работе, отметить тех детей, кто проявил фантазию в своей работе.

Организация свободной деятельности воспитанников:

Самостоятельная деятельность делает детей более уверенными в использовании способов изображения, кроме того, дети привыкают пользоваться материалами для лепки свободно. Также ребенок, склонный к этому виду деятельности сможет удовлетворить свой интерес, дать выход своей фантазии. Во время подобных занятий ребенку предоставляется возможность самостоятельно решать многие вопросы: выбор темы, техники изображения.

Предметно-развивающая среда:

В нашей группе имеется уголок «Умелые ручки», в нем выставлены работы воспитанников. В конце года мы делаем выставку работ, где представлены картины на темы, которые не вошли в годовой план, например, «Дымковская барышня», «Петушок с семьей», «Разные коты», «Панда», «Корзина с грибами», «Ваза с фруктами», «Ежик», «Кактус» и многие другие. В уголке «Изодеятельности»- различные иллюстрации, трафареты, раскраски, много карандашей, красок для рисования, гуашь, цветной бумаги, картона, пластилина и других предметов, необходимых для выполнения творческих работ. Материалы располагаются в доступном для детей месте, на уровне глаз ребенка.

Работа с родителями:

Цель: поддерживать интерес родителей к творчеству детей.

В информационном уголке для родителей вывешиваю информацию: тема занятия, цели и задачи, а также речевой материал. Кроме того стараюсь приобщить родителей к выполнению творческих работ вместе с детьми. Эта форма работы дает не только возможность научиться семье, как украсить дом к празднику, сделать картинку, сувенир в подарок своими руками, но и лишнюю минутку побыть вместе, занимаясь общим делом, оценить свои возможности и способности ребенка, а также создать дружный коллектив родителей и детей в детском саду.

1 год обучения:

С планом работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшей группы вы можете ознакомиться в моем блоге.

Так -же в разделе "Фотоальбомы" размещены детские работы.

2 год обучения:

Сентябрь:

Тема: «Прощай, лето!»

Задачи:

1. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Развивать творческое воображение детей.

Октябрь:

Тема: «Лебеди».

Задачи:

1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистические представления о ней.

2. Закреплять умения детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей.

3. Развивать практические навыки и умения при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Формировать композиционные навыки.

Ноябрь:

Тема: «Мишка косолапый»

Задачи:

1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях.

2. Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.

3. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

4. Закреплять умения аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.

Декабрь

Тема: «Зимний пейзаж»

Задачи:

1. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, произведений живописи.

2. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства «пейзаж».

3. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания, приемы работы со стекой.

4. Развивать мелкую моторику.

Январь

Тема: «Снегири»

Задачи:

1. Расширять представления детей о зимующих птицах, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц.

2. Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.

3. Закреплять приемы лепки.

4. Развивать у детей чувство композиции, цвета.

Февраль

Тема:«Совушка – сова»

Задачи:

1. Расширять представления детей о лесной птице – сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.

2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки.

3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

4. Развивать творческое воображение.

Март

Тема: «Пингвины на льдине»

Задачи:

1. Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином.

2. Учить передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей.

3. Закреплять усвоенные ранее приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)

4. Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Апрель

Тема: «Осьминог»

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

3. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

4. Поощрять инициативу и творчество детей.

Май

Тема: «Павлин»

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.

2. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинография., комбинированных способов работы с пластилином.

3. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

4. Воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой.

Публикации по теме:

Программа «Умелые ручки» Цель программы развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания художественных образов,.

Конспект занятия по пластилинографии «Осенний листок» в рамках кружка «Умелые ручки» Конспект кружка Поделка «Осенний листок» Воспитатель: Балдакова И. В. Цель: Создавать образ осеннего листа, используя.

Перспективный план кружка по лепке «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 Перспективный план кружка на «Умелые ручки» Вторая младшая группа.

Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Младшая группа Воспитатель: Гонцова Е. В Октябрь. Занятие.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка: В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа дополнительного образования в средней группе «Умелые ручки» 1. Пояснительная записка. Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшей и подготовительной к школе группе
Опубликовано: 4 января 2019 в 12:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД