наталья танзыкова
Конспект интеллектуальной игры «Люби и знай свою Республику Алтай!» по этнокультурной составляющей в содержании ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.
Задачи:
Образовательные: - обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай.
-продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами.
-знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.
Развивающие: - развивать внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект интеллектуальной игры „Люби и знай свою Республику Алтай!“ по этнокультурной составляющей в содержании ДО» размещена в разделах
- Алтайский край
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
-развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.
Правила игры : Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра -путешествие состоит из YIII заданий, по 4 -6 вопросов в каждом. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Воспитатель: Россия - это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай. В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала (колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны!
-Начинаем игру – путешествие!
I задание. «Большая карта»
Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.
1. Про какую страну так говорят: Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На страну эту смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тайгу, где идёт зима,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Китай, Россию, Америку)
2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины - Москве.
Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва всем городам - мать.
Москва людна и хлебна.
Видна из кремля вся российская земля.
Москва - горбатая старушка.
Москва - сердце России.
Москва матушка - золотые маковки.
Славна Москва силачами, а Петербург - усачами.
Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах.
3. Как называется Республика, в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия).
4. Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург).
5. Как называется район, в котором вы проживаете?
(Турочакский, Майминский, Чойский).
6. Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).
Подсчитываются фишки.
Ритмическая игра «Белый шаман».
Цель: развитие ритмического слуха у детей.
Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)
II задание. «Культпоход»
1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).
2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).
3. Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай?
(Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.).
4. Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай? (Аил, чум, хата).
5. Назовите национальную одежду алтайцев.
(кафтан, чегедек, бурка, борук).
III задание. «Танцевальная переменка» («Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э. Теркишева)
Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений.
IV задание. «Чудеса природы»
1. Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (осень, зима, весна).
2. Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (лиственница, ель, кедр)
3. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (голубику, бруснику, клюкву).
V задание. «Живой мир»
1. Как называются леса Республики Алтая?
(Тундра, тайга, пустыня).
2. Какое животное не меняет шубу 2 раза в год?
(Заяц, белка, медведь)
3. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (берёзовка, кедровка, куропатка).
4. Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис).
5. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).
VI : Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?»
Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.
Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика.
Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает.
-Почему исчез нарисованный заяц? (так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого.
Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
VII задание. «Волшебный сундучок»
Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня.
Алтайский орнамент - Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное — знать, как его прочитать.
VIII задание. «Собери целое из частей»
Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.
В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой ко манде).
3. Рефлексия занятия.
-Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса.
Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее)
Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.
Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. (запись –
Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.)
Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.