Анна Тортумашева
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Умелые ручки»
(художественно-эстетической направленности)
На 2019 – 2020 учебный год.
Составитель:
воспитатель средней группы.
Тортумашева А. А.
Принято с учётом мнения
Педагогического совета
От 30.08.2019г. Протокол№
Абаза - 2019г.
«…чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“ (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Каждый ребёнок в дошкольном возрасте представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов деятельности детей в ДОУ является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы у дошкольника развиваются умения: наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Как показывает опыт многолетней практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для дошкольников 4 – 5 лет, средней группы «Ромашка».
Актуальность
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. У некоторых детей нашей группы слабо развита моторика пальцев и рук, имеются трудности в развитии речи. Известно, что «источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Привлекая детей к созданию различных поделок, планирую создавать условия для развития важнейших психических процессов : воображения, мышления и др., а так же оказанию помощи детям в овладении простыми ручными операциями и в дальнейшем – подготовке ребёнка к обучению в школе.
Проблема.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Поэтому при планировании занятий кружка большое значение уделяю творчеству детей, созданию радостной атмосферы во время проведения кружка и выполнении заданий. Считаю, что важно заинтересовать каждого ребёнка, его родителя и педагогов.
Цель
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребё нка и содержит задания различных видов с различными материалами:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с бросовым материалом.
3. Работа с пластилином.
Основные формы
Подгруппа детей (6-9 человек).
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Сроки реализации: с 10 сентября 2019г. по 31 мая 2020г.
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20- 25 минут. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы :
• выставки детских работ в детском саду;
• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам)
Принципы построения программы
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая среда.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность. Цель. Задачи.
3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты. Формы проведения итогов реализации программы.
4. Принципы построения программы.
5. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
6. Перспективный план.
7. Список используемой литературы
План работы кружка «Умелые ручки»
Тема Цель Сроки
"Осенний листочек".
Пластилинография
Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Пластилин, картон с трафаретом
Сентябрь
«Осенний лес". (Обрывная аппликация). Коллективная работа. Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. Бумага, клей
Сентябрь
«Грибок». Развивать умение детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, крупа.
Сентябрь
«Овечка». Развивать умение работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, вата.
Сентябрь
«Цыпленок». Развивать умение детей сооружать несложные поделки. Умение пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть. Октябрь
«Ёж». Разъяснить детям правила безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки. Октябрь
«Гроздь винограда».
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-netradicionym-tehnikam-risovanija-tema-risovanie-grozdi-vinograda-s-pomoschyu-vozdushnyh-sharikov.html Развивать умение детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый, закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда. картон, трафарет, клей, кисть, вата.
Октябрь
«Печенье».
Мастер – класс с родителями и детьми Развивать умение детей замешивать солёное тесто, развивать способность работать с ним. Воспитывать любовь к труду. Мука, соль, вода
Ноябрь
Техника работы с мятой бумагой. «Змея»
https://izbumagi.net/
threads/zmeya-iz-cvetnoj-bumagi.55/ Цель: Развивать умение склеивать одинаковые по размеру полоски, делая из них колечко. Воспитывать аккуратность, внимательность. Ноябрь
«Мамочке цветы» Цель: развивать творческие навыки и умения детей; умение преобразовывать полоску бумаги, усложняя ее деталями. Ноябрь
«Снежинка». Развивать умение детей работать с разным материалом. Воспитывать правила безопасности при работе с клеем, крупой. Развивать умение планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Макароны, картон, трафарет, клей, кисть. Декабрь
«Волшебный лес» Познакомить с новым способом получения изображения – рисованием поролоновой губкой. Развивать умение рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле. Бумага, краски, пара лон Декабрь
«Рукавички» Воспитывать умение соблюдать правила безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Картон, клей, кисточка.
Декабрь
«Снеговики» Развивать умение детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Пластилин. Декабрь
"Зимняя сказка".
Мастер – класс с родителями и детьми. Поощрять инициативу детей при создании картины из заснеженных деревьев, используя вату, соль, пенопласт, картон.
Январь
«Зайчик». (Аппликация из ваты). Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. Цветная бумага, вата
Январь
«Птичка на кормушке». Развивать умение правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.
Январь
"Снегири на ветках" (Пластилиновая мозаика) Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики, прижимать и примазывать их к бумаге. Пластилин, бумага
Январь
«Машина». Развивать умение передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. Спичечные коробки, клей ПВА, кисть. Февраль
«Кружка для папы». Развивать умение детей работать с разным материалом; сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.
Февраль
«Пингвины на льдине» Продолжать развивать у детей навыки работы с пластилином. Получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Пластилин.
Февраль
«Цветок для мамы». Развивать умение детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка. Март
"Вот какой у нас букет". (Пластилинография).
Коллективная работа Развивать умение соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу. Пластилин, бумага
Март
Жираф из крупы Развивать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, пшено.
Март
«Подснежник». Развивать умение выполнять правила безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Бумага для работы в технике квиллинга, клей, кисточка. Март
Коллективная работа. «Перелетные птицы» Развивать умение детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.
Апрель
«Космос» Развивать умение у детей планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.
Апрель
"Веточка вербы" Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон. Мятая бумага, вата
Апрель
"Пасхальные яйца" Развивать умение детей украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию. Яйцо, крупы
Апрель
«Бабочка»
https://www.maam.ru/detskijsad/-poloska-prevraschaetsja-v-kogo-mozhet-prevratitsja-poloska-bumagi.html Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.
Май
«Открытка для ветеранов» Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Развивать умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Клей ПВА, кисть, карандаши, салфетки.
Май
"Яблони в цвету". Коллективная работа. (Аппликация из салфеток). Закреплять умение планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.
Май
"Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей.
(Пластилинография).
Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Бумага, пластилин
Май
Список используемой литературы
1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез»
9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
Заключение.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного творчества. Изготавливая поделку, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Проводимая работа оказывает положительное влияние на формирование пространственных представлений у дошкольников. Дети лучше ориентируются в пространстве относительно себя, на листе бумаги.
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла.