елена коковина
Программа кружка «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В средней, старшей и подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности осуществляется дополнительное дошкольное образование, не противоречащее целям и задачам основной общеобразовательной программы - Образовательной программы МБДОУ № 3 "Умка", разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также согласно всем нормам СанПин дошкольного образования.
Публикация «Программа кружка „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет (далее программа) – документ, обеспечивающий получение детьми дополнительного образования по художественной направленности.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав Рабочую программу по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Актуальность программы обусловлена тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами не только России, но и Урала, включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
1.2. Цели и задачи реализации программы дополнительного образования
Целью данной программы является : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи
Обучающие:
• приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• расширять знания детей о народных промыслах городецкой, мезенской, гжельской, хохломской, дымковской росписями, с русской матрешкой и дымковской игрушкой;
• знакомить детей с народными промыслами каргопольская и филимоновская игрушка;
• продолжать учить детей рисовать растительные элементы городецкой росписи, мезенской росписи (линии воды, земли, огня, гжельской, хохломской, дымковской росписи;
• учить детей лепить матрешку, филимоновские игрушки: олень, корова; каргопольскую игрушку: птица Сирин из соленого тста;
• способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
Развивающие:
• развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
• развивать умения, технику лепки из различных материалов: соленое тесто;
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• формировать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский. Форма работы – групповая (группа 8-10 человек). Программа рассчитана на 3 года для детей 4 – 7 лет по возрастным группам: средняя (дети 4-5 лет, старшая (дети 5-6 лет, подготовительная (дети 6-7 лет).
Продолжительность и количество занятий кружка
п/п Возрастная группа Продолжительность
занятия Количество занятий
в неделю Количество занятий
в год
1 Старшая группа 30 мин 2 72
Формы подведения итогов реализации программы :
• выставки;
• конкурсы;
• мастер-классы.
Характеристика ожидаемых результатов (дети 5 – 6 лет)
В результате систематического посещения кружка «Народные промыслы»
ребенок будет знать народные промыслы, узнавать и называть их (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская, мезенская росписи; русская матрешка, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка);
будет уметь выделять и рисовать элементы узора росписи,
будет уметь составлять из элементов узора композицию;
будет уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
будет уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;
научится передавать выразительные особенности в лепке из соленого теста;
научится последовательно вести работу;
научится самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;
будет знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению Программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Методы оценки результативности программы :
• посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале;
• наблюдение в процессе работы за способами лепки и росписи;
• анализ готовых работ.
Приложение 1. «Педагогическое обследование по декоративно-прикладному искусству детей, посещающих кружок «Народные промыслы»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Учебно-тематический план программы «Народные промыслы»
старшая группа (5-6 лет, второй год обучения
п/п Название разделов Количество часов
всего теория практика
1 Народные промыслы 1 1
2 Городецкая роспись 8 2 6
3 Мезенская роспись 8 2 6
4 Русская матрешка 4 1 3
5 Каргопольская игрушка 4 1 3
6 Гжель 6 2 4
7 Филимоновская игрушка 4 1 3
8 Хохломская роспись 10 2 8
9 Народный костюм 6 1 5
10 Дымковская роспись 9 1 8
11 Народные умельцы 12 2 10
Всего 72 16 56
Перспективный план программы «Народные промыслы» на 2016-2017 учебный год
старшая группа (5-6 лет, второй год обучения
1. Раздел «Народные промыслы»
Программное содержание :
Расширять знания детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
2. Раздел «Городецкая роспись»
Темы:
1 Веселый Городец (теория,
2 Розан и купавка – элементы росписи (рисование,
3Сарафан для матрешки (роспись шаблона,
4 Городецкие узоры, сколько радости для глаз (роспись шаблона кухонной доски).
Программное содержание :
Продолжать знакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.
Расширять знания детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
Основные материалы:, бумажные шаблоны досочек, сарафана, гуашь, акварель.
3. Раздел «Мезенская роспись»
Темы:
1 Знакомство с мезенской росписью (теория,
2 Красно солнышко (рисование,
3 Знак плодородия (рисование,
4 Лошадка (рисование).
Программное содержание :
Расширять знания детей о мезенской росписи, о символике элементов мезенской росписи. Формировать умения самостоятельно изображать элементы росписи и прочитывать символичный узор композиции (вода, огонь, земля).
Развивать в детях стремление к творчеству.
Основные материалы: акварель, гуашь.
4. Раздел «Русская матрешка»
Темы:
1 Русская матрешка (теория,
2 Все они матрешечки, все они милашечки (лепка из соленого теста,
3 Очень любим мы матрешки разноцветные одежки (рисование,
4 Роспись матрешек.
Программное содержание :
Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Учить лепить фигурку из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.
Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.
Основные материалы:
Соленое тесто, гуашь, акварель, лак, бумага.
5. Раздел «Каргопольская игрушка»
Темы:
1 Каргопольские легенды (теория,
2 Сказочнаы птица (рисование,
3-4 Волшебная птица сирин (лепка из соленого теста, роспись изделия)
Программное содержание :
Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Знакомить детей с особенностями каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.
Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
Основные материалы:
Акварель, гуашь, бумага, соленое тесто.
6. Раздел «Гжель»
Темы:
1 Сине – белое чудо Гжели (теория,
2 Элементы росписи (рисование,
3 Тарелочка (лепка из соленого теста,
4 Роспись тарелочки.
Программное содержание :
Знакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из соленого теста, используя конструктивный способ.
Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
Основной материал:
Соленое тесто, гуашь.
7. Раздел «Филимоновская игрушка»
Темы:
1 Филимоновские свистульки (теория,
2 Филимоновский олень (лепка из соленого теста,
3 Филимоновская коровка (лепка из соленого теста,
4 Роспись филимоновских игрушек.
Программное содержание :
Знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять знания детей о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Учить детей лепить фигурку из целого куска соленого теста, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.
Закреплять знания детей о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.
Основной материал:
Соленое тесто, гуашь.
8. Раздел «Хохломская роспись»
Темы:
1 Золотая Хохлома (теория,
2 Элементы росписи (рисование,
3 Шарфики для козлят (роспись шаблона,
4 Украсим теремок для зверей (роспись шаблона)
Программное содержание :
Расширять знания детей о народном промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
Основной материал:
Гуашь, краски, бумажные шаблоны шарфика, теремка.
9. Раздел «Народный костюм»
Темы:
1 Украшаем сумочку узором на выбор (роспись шаблона,
2 Рубашка – косоворотка (роспись шаблона,
3 Украшение одежды Василисы Премудрой (роспись шаблона,
4 Оденем Ваню и Маню в русский костюм Роспись шаблона)
Программное содержание :
Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Основной материал:
Гуашь, краски, шаблоны одежды.
10. Раздел «Дымковская роспись»
Темы:
1 Дымковская роспись (теория,
2 Платок для дымковской барыни (аппликация,
3 Ткань на юбку (рисование,
4 Барыня-водоноска (роспись шаблона).
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке, дымковской игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими
Основной материал:
Гуашь, акварель, бумажные шаблоны дымковских игрушек.
11. Народные умельцы
Тема:
1 Авторская игрушка.
Программное содержание :
Совершенствовать представления и умения по декоративно-прикладному искусству. Формировать умение лепить авторскую игрушку, основываясь на представления о народных промыслах.
Основной материал:
Соленое тесто различных оттенков
2.2. Содержание программы дополнительного образования в области «Художественно-эстетического развития»
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
• беседы;
• занятия на основе метода интеграции;
• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
• просмотр презентаций;
• дидактические игры;
• использование силуэтного моделирования
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
• использование физминуток.
В работе используются различные методы и приемы:
• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
• мотивационный (убеждение, поощрение);
• жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап - подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап - практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
При изготовлении творческих работ предполагается применение следующих материалов:
• глина;
• соленое тесто;
• папье-маше;
• пластилин;
• краски,
• гуашь.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
• выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей;
• определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
• спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Взаимодействие с родителями (строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей).
• Родительские собрания: «Творческие способности есть у каждого ребенка. Как их развивать», «Итоги реализации программы дополнительного образования»
• Индивидуальные консультации согласно потребностям родителей и педагога
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству «Из истории мастеров»
• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
• Разработка методических рекомендаций «Правила рисования различными изобразительными материалами и инструментами».
Итогом детской деятельности будут служить:
• выставки детского творчества по тематике народных промыслов
• участие в развлечениях «Капустник», «Коляда, отворяй ворота», «Широкая масленица», «Покров»
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы имеется отдельное помещение, которое:
• соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствует правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
• Помещение, в котором проводятся занятия, оснащено следующим:
- столы по количеству воспитанников;
- стулья по количеству воспитанников;
- доска, мел;
- мольберт;
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование в музыкальном зале;
А также все необходимые материалы и инструменты:
- наглядные пособия народных изделий;
- доски для лепки;
- пластилин, глина;
- краски, кисточки
- салфетки
- и тд.
Приложение 2. Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.
Приложение 3. Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Приложение 4. Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладном искусством.
Приложение 5. Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству.
Библиографический список.
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. Мозаика-синтез, 2015г.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. М. Мозаика-синтез, 2016г.
3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М. : Творческий центр, 2000г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М. : Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. – М. : Творческий центр, 2010г.
7. Клиенов А. П. Народные промыслы. М. Белый город, 2002.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.