наталья ильина
Дидактическое пособие «Лэпбук «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие лэпбук «Народные промыслы»,
по ознакомлению старших дошкольников, с декоративно – прикладным искусством
Ильина Наталья Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ «Буратино»
Аннотация
Материалы статьи будут интересны воспитателям, детям и родителям дошкольных учреждений.
Публикация «Дидактическое пособие „Лэпбук „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактическое пособие лэпбук «Народные промыслы» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети вместе с взрослыми участвуют в сборе материала: анализируют, обобщают информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. В доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народных промыслах, о росписи, народной игрушке.
Актуальность
Воспитание гражданина и патриота знающего свою Родину, задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства, своего народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью был разработан лэпбук «Народные промыслы».
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре, через ознакомление е с народными промыслами русского народа. Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
-Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приемы рисования и получать удовольствие от своей работы.
-Научить детей ориентироваться в различных видах росписей.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей;
-Развивать художественно – творческие способности у дошкольников, привычку вносить элементы прекрасного в совместную деятельность;
-Обогащать и активизировать словарный запас, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к декоративно – прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
-Воспитывать эстетические и этические чувства.
Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа освоения народной культуры.
Свойства дидактического пособия лэпбука :
• информативность;
• полифункциональность;
• возможность организации образовательной и коррекционно-развивающей деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• дидактические свойства;
• вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• доступность структуры и содержания детям старшего дошкольного возраста;
• создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
• быстрое запоминание материала по теме;
• проявление повышенного интереса к содержанию;
• проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
Содержание дидактического пособия лэпбук «Народные промыслы»
Дидактическое пособие лэпбука «Народные промыслы» представляет собой картонную папку форматом А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры.
1. Кармашек дид. игра «Собери картинку»
Цель игры:
-учить составлять целое из частей;
-развивать внимание, память и быстроту реакций;
-обобщать и уточнять знания о (хохломской, городецкой, гжель, дымковской) росписях.
Правила игры
Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания назвать вид декоративной росписи (хохломской, городецкой, гжель, дымковской) которая получилась.
2. Кармашек дид. игра «Угадай народное искусство по узору», «Нарисуй узор», «Угадай роспись».
Цель игры:
-учить находить нужный промысел среди других, обосновать свой выбор;
-развивать эстетическое восприятие к искусству;
-закрепить знания детей о видах декоративных росписей (хохломской, городецкой, гжель, дымковской и др).
Правила игры: Ведущий раздает карточки лото каждому игроку, берет по одной карточке с рисунком, показывает игрокам и спрашивает, чья эта картинка. Игроки проверяют свои карточки лото. Игра продолжается до тех пор, пока все окна на карточке лото не будут закрыты. Первый, кто справится с этим заданием, становится победителем.
Наборы к игровым заданиям легко заменяются; задания дети могут разрабатывать самостоятельно или с помощью взрослого; можно использовать для этих целей детские рисунки, схемы, символы.
3. Кармашек набор открыток «Образцы народных промыслов»
В кармашке – красочные открытки с видами народного творчества, с которыми познакомились дети.
4. Кармашек «Художественное слово»
В кармашке представлена информация о народных промыслах в стихах
5. Кармашек «Детям о народном промысле»
В кармашке предоставлено краткое описание видов народных промыслов.
6. Кармашек «Виды росписи»
По каждому из народных промыслов подобраны элементы росписи, предназначенные для рассматривания и дальнейшего самостоятельного прорисовывания.
7. Задания на закрепление
Вопросы к детям:
-Назовите основные элементы дымковской росписи
(круг, кольцо, точка, линия прямая, волнистая, клетка).
-Назовите основные элементы городецкой росписи
(цветок, бутон («купавка», «яблоко», мазок, птица, конь)
-К какому виду декоративного искусства относятся следующие элементы росписи: цветок роза, крупные пятна, ажурные завитки-усики, сетка, капельки, пружинки?
(Гжель)
-В какой росписи преобладают цвета: красный, черный, золотой?
(Хохлома)
Выберите картинку, назовите вид народного искусства и обоснуйте свой выбор.
Заключение. Данное пособие может быть использовано воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в развивающую предметно - пространственную среду группы.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к его культуре. Знакомство с народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, воспитывает художественный вкус, развивается речь, формируются нравственные привычки.
Через работу с лэпбуком по заданной теме «Народные промыслы» мы пришли к следующему:
• Сформирована система знаний о русской народной культуре и истории соответственно возраста детей 5-6 лет;
• Сформированы духовные качества, эстетический вкус у детей;
• Сформирован устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
• Воспитывается желание возродить лучшие традиции русского народа;
• Обогащение словарного запаса детей.
Список литературы:
1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учитель, 2010г.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М: Изд. Центр "Академия",1997
3. ЗлотниковВ. Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995
5. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». - М., 1986.
6. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
7. Сайт Психологическое зеркало: www.psixologicheskoezerkalo.ru
8. Страница в ВК: Лэпбук https://vk.com/club130993261
9. Страница в одноклассниках:https://ok.ru/profile/5903620697