Надежда Барабонина
Педагогический проект старшей группы «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект старшей группы
«Визитная карточка» проекта : «Народные промыслы»
Автор проекта : Барабонина Надежда Викторовна – воспитатель старшей логопедической группы №6
Описание проекта
Публикация «Педагогический проект старшей группы „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники нашего исследования: Дети старшей логопедической группы №6, родители, воспитатель, учитель логопед.
Вид проекта : Информационно - творческий. 3
Длительность: краткосрочный с 05.11. 2017г. по 17. 11. 2017г.
Объект исследования: народные промыслы
Актуальность: Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Гипотеза : Ознакомление дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русский фольклор, дает нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Для доказательства нашей гипотезы мы поставили перед собой исследовательские задачи:
1. Собрать материал о разнообразных народных промыслах.
2. Выяснить, какие существуют виды народного промысла.
3. Выяснить, где использовался и используются продукты народного промысла.
Этапы реализации проекта.
I этап- Проблема.
Сбор информации, чтение и рассматривание познавательной и художественной литературы, сбор объектов народных промыслов, творческая деятельность.
Работа над проектом осуществлялась :
• в беседах
• самостоятельной деятельности
• дома с родителями
II этап -КОПИЛКА
• В процессе создания копилки детям читали стихи, загадки, поговорки, пословицы,
сказки, рассказы, проводили беседы, рассматривали объекты народно прикладного искусства, народные игрушки, иллюстрации, разучивали и играли в народные игры. Дети проводили опрос родителей и педагогов.
Содержание копилки.
Информационный материал: беседы, интересные сведения из познавательной и художественной литературы, интернета, опрос.
Наглядный материл : иллюстрации, атрибуты народных промыслов, народные игрушки, предметы быта.
Практический материал: изготовление народной игрушки, роспись предметов быта.
Художественное слово: сказки, стихи, загадки, беседы.
Театральная деятельность: Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»
III этап - СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ.
Распределение собранного материала.
Художественное слово:
• Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Иллюстрации по теме «Народные промыслы».
• Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,
• Поговорки, пословицы
Наглядный материал:
• Выставка предметов народно прикладного творчества
• Театр «Заяц – хвастун»
IV этап - Основной.
Выполнение проекта :
План мероприятий
Центры развития Планирование в рамках проекта Ответственные
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом,
приглашение к участию. Воспитатель
Центр правильной речи Конспект логопедического занятия
Тема: «История русской матрешки» Учитель логопед
Центр развивающих игр. Дидактические игры:, «Народные матрешку», «Скажи ласково» «Платье для барышни»- элементы гжельской росписи, «Подбери тень», «Найди пару», «Составь узор», «Разрезные картинки»,, лото «Хохлома»
Сюжетно – ролевые игры: «К нам гости пришли» «Магазин народной тгрушки» Воспитатель
Центр конструирования Конструирование: Тема: «Построим избу» Воспитатель
Центр ИЗО НОД по рисование
Тема: «Знакомство с городецкой росписью»
Тема: «Золотая хохлома»
НОД по лепке Тема: «Козлик»
(По мотивам дымковской игрушки) Воспитатель
Центр книги • Чтение стихов: Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Иллюстрации по теме «Народные промыслы».
• Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,
• Поговорки, пословицы Воспитатель
Центр театра Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»
Воспитатель
Центр движения Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель», «Оладушки» ,«Фома», «Репа», «Грибок» «Фокус» «Дудочка»
«Прогулка в лес»
Народная игра «Ручеёк», «У медведя во бору»;
Хороводные народные игры «Золотые ворота», «У Маланьи, у старушки» Воспитатель, родители
Познавательное развитие. Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки)
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала Воспитатель
Учитель логопед
Центр взаимодействия с родителями и социумом Консультации для родителей : «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея. Воспитатель
VI этап – Продукт проекта : Мини музей «Народные промыслы»
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
V этап - ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА.
В ходе нашего исследования нам очень понравились матрешки, мы хотим больше узнать о истории возникновения матрешки и видах матрешек.
Информационные ресурсы:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием схем. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л. В., Козина И. В. и другие.
2. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой.» М., 2010.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., 2007
4. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2007.
5. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду:
6. И. А. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» Старшая группа. – М. : Карапуз-дидактика, 2008.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством.
8. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
9. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.