Галина Черских
Народные промыслы и ремесла Белогорья
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Народные промыслы и ремесла Белогорья
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, на сегодняшний день, очень актуальная задача. Реализация проекта «Дошкольник Белогорья» является основополагающим фактором для формирования в воспитанниках чувства патриотизма, любви к народным истокам. Культуру Белгородской области невозможно себе представить без народного искусства, которое является частью истории.
Публикация «Народные промыслы и ремесла Белогорья» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Охватить ее в рамках одного проекта не представляется нам возможным, поэтому педагоги остановились на знакомстве детей с народными костюмами районов Белгородской области, гончарным производством и Старооскольской глиняной игрушкой.
Проект «Народные промыслы и ремесла Белогорья» направлен на нравственно-патриотическое воспитание, разработан для детей старшего дошкольного возраста, сроком на один год.
Цель проекта: формирование у детей представлений о многообразии существующих видов народных промыслов и ремесел на территории Белгородской области.
Для достижения поставленной цели планировалась реализация следующих задач:
• расширять представления детей о жизни своего края через изучение народных промыслов и ремесел;
• развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, чувство патриотизма и гражданственности;
• развивать у детей умения и навыки использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
• воспитывать интерес и уважение к народным промыслам и ремеслам родного края.
Ожидаемые результаты - осознание воспитанниками ДОУ себя частью национальной региональной культуры, обогащение представлений и знаний о Белгородской области, расширение кругозора дошкольников, активизация словарного запаса.
В ходе реализации проекта использовались следующие
формы организации работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и родителей с детьми;
- организация игровых проблемных обучающих ситуаций;
- беседы, просмотр презентаций;
- коллекционирование;
- творческая деятельность: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской;
- проведение творческих конкурсов, выставок, праздников, викторин.
В данный проект были включены дети, педагоги и родители. В результате накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характера.
Для эффективной реализации проекта осуществлялось взаимодействие со Старооскольским Домом ремесел, основной деятельностью которого является тесное сотрудничество с мастерами - умельцами, проведение выставок, вернисажей, фестивалей с целью популяризации декоративно – прикладного творчества среди населения нашего города. А так же с работниками городского художественного музея, где в отделе декоративно-прикладного искусства ведется комплектование монографических коллекций мастеров глиняной игрушки: Гончаровых Н. М. и О. М., Пырьевой В. П., Спесивцева Ю. С., Лобынцевых В. И. и Т. В.
Пырьева Валентина Павловна – мастер Старооскольской глинянной игрушки, рассказывала о своих работах, знакомила ребят с этапами их изготовления и подарила нам экспонаты для мини - музея.
Изучение народных промыслов и ремесел Белогорья началось с посещения краеведческой комнаты нашего ДОУ.
Именно здесь впервые дети увидели воспроизведенные национальные костюмы всех районов Белгородской области, старинные Старооскольские глиняные игрушки. Проводя экскурсии, мы всегда стараемся преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально. Дошкольники могут рассмотреть вблизи игрушку, взять ее в руки.
Активная позиция детей обеспечивается тем, что каждому ребенку предоставляется возможность действовать с картой Белгородской области, рисовать, лепить, конструировать, рассматривать тематические альбомы и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием кукол.
Активное участие в проекте приняли родители. Они помогли собрать материал для выставки, экспонаты для мини музея, составили альбомы о мастерах Старооскольской игрушки, гончарно-керамических изделиях, ходили с детьми в музей, читали литературу о народных промыслах и ремеслах, просматривали презентации. Нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Они стали активно интересоваться жизнью ребенка в группе, оказывать помощь в подготовке различных мероприятий.
Совместно с родителями в группе был создан мини-музей, который расположен в доступном месте и находится в полном распоряжении детей. Ребята очень бережно и трепетно относятся к его экспонатам, гордятся своим мини-музеем и охотно проводят экскурсии для детей из других групп нашего детского сада.
В рамках проекта с дошкольниками были проведены: ООД, экскурсии, тематические беседы, рассматривание и обсуждение альбомов и наглядно - демонстрационного материала «Гончарный промысел», «Продукция Борисовкой керамической фабрики», «Старооскольская глиняная игрушка», организован коллективный просмотр презентаций «В поющей глине – душа России», «Народные костюмы районов Белгородчины». Дети принимали посильное участие в изготовлении дидактических игр: «Мы – археологи» (собрать старинный кувшин по кусочкам, «Наряди куклу», «Студия дизайнеров народного костюма» и других. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказы взрослых помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Мастерская «Город мастеров – умельцев» пользуется большой популярностью. У детей есть выбор для творчества. Здесь можно по своему желанию подобрать материал, который нужен для работы: гуашь, акварель, фломастеры, пастель, карандаши, пластилин, глина, взять раскраски и выполнить работу в своей цветовой гамме, вылепить самый красивый кувшин, придумать самый удивительный узор. Дошкольники с удовольствием лепят, вырезают, рисуют, раскрашивают. К ним приходят в гости куклы в национальных костюмах. Это вызывает интерес и повышает активность.
Очень важно, что полученные знания отражаются в игровой деятельности. Например, в таких сюжетно-ролевых играх, как «Посудная лавка» (продаются изделия из «керамики», сделанные самими детьми, «Ярмарка игрушек» (Старооскольская игрушка, «Ателье» (одевают кукол, «Дизайнеры одежды» (разрабатывают народные костюмы на бумаге).
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей. Поэтому большое место в проекте отводится использованию таких форм работы, как праздники, краеведческие викторины и развлечения с использованием регионального компонента. В сценарии обязательно включаем фольклор, народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса к русскому народу, его обычаям и традициям. Они являются логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Результаты деятельности по проекту:
- создание мини-музея в группе «Народные промыслы и ремесла Белогорья»;
-организация постоянно действующей мастерской «Город мастеров- умельцев»;
-проведение праздника «Ярмарка народных мастеров», викторины «Ты, душа моя, игрушечка»;
- разработка и изготовление дидактических игр: «Мы – археологи» (собрать старинный кувшин по кусочкам, «Наряди куклу», «Студия дизайнеров народного костюма»
Подводя итоги комплексной работы в рамках данного проекта, можно с уверенностью сказать о том, что у детей сформировалась мотивационная потребность к дальнейшему изучению народных промыслов и ремесел Белогорья. Воспитанники овладели краеведческими знаниями и умениями, могут их использовать в повседневной жизни, вызван интерес к народному искусству. Он проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках