Людмила Белякова
Программа кружка «Веселая математика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целевой раздел Программы
Публикация «Программа кружка „Веселая математика“ в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 4—5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
— систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т. д.);
— организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности, игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.
Содержание Программы отражает одно из направлений обра-зовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы с помощью учебно-методи- ческого комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.
Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.
Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.
При разработке Программы использовали собственный богатый опыт работы с детьми, традиции отечественного дошкольного воспитания, а также опиралась на:
— исследования отечественной науки о закономерностях математического развития ребенка в дошкольном возрасте (А. М. Леушина, Г. А. Репина, Т. В. Тарунтаева, Е. И Щербакова, Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах и др.);
— положения, разработанные JI.C. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, о деятельностном подходе в обучении;
— современную концепцию математического развития дошкольников, ориентированную на введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальной школе, сочетание практической и игровой деятельности;
— психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, научно обосновавших и доказавших, что умственные возможности детей в процессе обучения математике значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях — как основных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).
Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:
— занятия по формированию математических представлений, для проведения которых имеется УМК;
— режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения за предметами окружающего мира и т. д., на которых закрепляются и активно используются математические знания;
— самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.
Программа может быть использована в части, формируемой сторонами образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившимися традициями Организации или Группы (ФГОС ДО).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях кружка по форми-рованию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общения).
Количество и счет
Задачи
Закреплять умения:
— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенных в ряд);
— согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
— Относить последнее числительного ко всей группе.
Знакомить:
— с цифрами от 1 до 5;
— стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
— писать цифры по точкам;
— соотносить цифры с количеством предметов;
— понимать отношения между числами в пределах пяти;
— отгадывать математические загадки;
—различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой по счету?»;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга; разных по величине, форме, расположению;
Величина
Задачи:
Учить:
—сравнивать предметы разных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять параметров);;
—употреблять сравнения (большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький и др);
—выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку..
Геометрические фигуры
Задачи:
Закреплять знания:
— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить:
— находить геометрическую фигуру среди других;
— представлению о том, что фигуры могут быть разного размера ;
— видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
Ориентировка во времени
Задачи:
Продолжать учить:
- различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)
- различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето)
Учить:
- отгадывать загадки о частях суток, временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
- различать понятия быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
Задачи:
Продолжать учить:
- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;.
- обозначать словами положение предмета относительно себя. Учить ориентироваться на листе бумаги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
При разработке Программы использовались следующие принципы:
— развивающего и воспитывающего образования;
— научной обоснованности и практической применимости;
— активности и самостоятельности;
— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
— единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
— интеграции образовательных областей;
— ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей;
— совместной познавательно-исследовательской продуктивной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении и т. д.
Формирование учебных действий совершается на основе:
— личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы детей;
— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
— такого построения педагогического процесса, при котором ребенок признается и становится полноценным субъектом образовательных отношений;
— становления познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
Реализации Программы способствует создание следующих условий:
— взаимодействие с семьей по реализации Программы;
— самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
— поддержка индивидуальности и инициативы детей;
— развитие умения работать в группе сверстников;
— чтение художественной литературы.
Все это позволяет обеспечить:
— равные возможности усвоения программы каждым ребенком;
— развитие познавательной деятельности;
— формирование представлений и понятий о множестве, числе, форме, пространстве и времени; математических зависимостей, отношений и действий;
— овладение математической терминологией;
— воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности у ребенка;
— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, во время игры, на занятиях, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления с художественной литературой: сказками, пословицами, считалками);
— формирование предпосылок к учебной деятельности;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
— комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимо-дополняющих образовательных областях: социально-ком-муникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);
— повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах формирования математических представлений у детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(целевые ориентиры)
К концу года ребенок:
- считает в пределах пяти, относит последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывает числительное с существительным в роде, числе, падеже;
- называет цифры от 1 до 5, пишет их по точкам, соотносит количество предметов с цифрой;
- понимает отношения между числами в пределах пяти, выражает эти отношения в речи;
- отгадывает математические загадки;
- различает количественный, порядковый счет;
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находит заданные геометрические фигуры среди множества других;
- сравнивает предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
- выделяет признаки сходства и различия между предметами и объединяет их по заданному признаку;
- отгадывает загадки о временах года;
- различает понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- умеет ориентироваться на листе бумаги;
- решает простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимает задание и выполняет его самостоятельно;
- проводит самоконтроль и самостоятельно оценивает выполненную работу.
Содержательный раздел Программы
Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с сохранением педагогических традиций. В учебном процессе взрослый:
— ведет и направляет детей в освоении содержания Программы;
комплексно воздействует на ребенка при отборе содержания, использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные оптимальные подходы к формированию математических представлений у детей 4—5 лет;
— имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, реализуемый через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работы);
— имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области математического развития.
Программа создавалась с учетом современных подходов к фор-мированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Это предполагает:
— развивающую направленность обучения посредством специально подобранных игровых задач;
— введение детей в мир математической логики;
— развитие математических способностей;
— формирование основ словесно-логического мышления;
— развитие способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, числа, знаки, геометрические фигуры и т. д.);
— моделирование математических ситуаций (задач);
— способность решать интеллектуальные задачи, проблемы (соответствующие возрасту);
— развитие самостоятельности мышления, любознательности, активности;
— формирование предпосылок к учебной деятельности.
Научные исследования педагогического опыта (А. М. Леушина,
Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает их общее умственное развитие.
При отборе содержания учитывались возрастные и психофизи-ологические особенности детей дошкольного возраста.
В Программе реализуются положения Л. C. Выготского о том, что:
- личность ребенка — это «сплав аффекта и интеллекта». Поэтому общение на занятиях с ребенком строится на высоком уровне эмоционального комфорта ( эмоции взрослого: радость, удивление, доброжелательность) а также с использованием веселых рисунков, стихов и т. д.);
- обучение осуществляется только в реальной деятельности самого ребенка, поэтому основной метод обучения — метод практических заданий (упражнений, проблемно-поисковый.
Также автор опирается на концепцию Л. А. Венгера о развитии способностей, которые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.
Поэтому в технологии реализации Программы большое место отводится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.
В программу кружка «Веселая математика» включены традиционные тематические разделы:
Количество и счет
Геометрические фигуры
Величина
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Комплексно-тематическое планирование кружка
Занятие Количество и счет
Величина Геометрические
фигуры Ориентировка Во времени В пространстве
Сентябрь
1 Один, много, сравнение, множество, соответствие Большой,
маленький Круг
2 Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу, математическая загадка Осень. Слева, справа
3 Соотнесение числа и количества предметов Большой, меньше, самый маленький Квадрат
4 Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5
Части суток Слева, посередине, справа
Октябрь
5 Цифра 1 Круг, квадрат Слева, посередине, справа
6 Цифра 1 Большой. Меньше, Маленький, Одинакового размера Треугольник
7 Цифра 2 Вчера, сегодня, завтра. Далеко, дальше, близко, ближе
8 Цифра 2 Короткий, длинный Овал Ориентировка на листе бумаги.
Ноябрь
9 Цифра 3, соотнесение цифры и количества предметов Осень
10 Цифры 1- 3 Высокий, низкий
11 Соотнесение цифры и количества предметов, сравнение чисел 3 и 4 Широкий, узкий Прямоугольник
12 Независимость числа от пространственного расположения предметов, счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства Круг, овал Пространственное расположение предметов относительно себя
Декабрь
13 Цифра 4 Большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький
14 Цифра 1- 4 Влево, вправо
15 Цифры 1- 4, счет по образцу, сравнение чисел 3 и 4 Далеко, близко
16 Соотнесение цифры и количества предметов Квадрат, прямоугольник Зима, весна, лето, осень Наверху, внизу, слева, справа, под
Январь
17 Цифра 5 Слева, посередине, справа
18 Цифра 5, сравнение чисел 4 и 5 Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами Быстро, медленно
19 Порядковые числительные Измерение линейкой Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами Ориентировка на листе бумаги
20 Порядковые числительные, независимость числа от пространственного расположения предметов Сравнение предметов по величине (развитие глазомера) Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами
Февраль
21 Независимость числа от величины предметов, порядковый счет Широкий, уже, еще уже, самый узкий
22 Цифры 1- 5, счет по образцу, соотнесение цифры с числом Щар, куб, цилиндр Вчера, сегодня, завтра
23 Порядковые числительные, соотнесение цифры и количества предметов Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник
24 Соотнесение цифры и количества предметов Слева, посередине, справа
Март
25 Порядковые числительные, счет по образцу, соотнесение цифры и количества предметов Влево, вправо
26 Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки Сравнение предметов по величине (развитие глазомера)
27 Порядковый счет Пространственное расположение предметов относительно себя
28 Счет по образцу, числа и цифры 1- 5, соотнесение цифры и количества предметов
Апрель
29 Цифры 1- 5, порядковый счет. Слева, справа, наверху, внизу (на листе бумаги)
30 Соотнесение цифры и количества предметов, счет по образцу Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами Дни недели
31 Соотнесение цифры и количества предметов, математические загадки. Слева, справа.
32 Цифры 1- 5, математические загадки Широкий, узкий Времена года
Май
Закрепление пройденного материала
Список использованной и рекомендуемой литературы
Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). Учебно-методическое пособие. СПб., 2002
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. М., 2003
Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. Обучение математике в детском саду. М., 1998
Доронова Т. Н. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство развития. М. ,2001
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. M., 1999
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. M., 2005
Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. Л. A. Парамоновой. M., 2015
Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция. М., 2005
Михайлова З. А. Математика от трех до шести. СПб., 1997
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Математика для дошкольников : Метод. рекомендации. М. ,1993
Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. M.,2008
Солодякина О. B. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей. M., 2004
Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников. M., 1998
Толлингерова Д., Голушова Д. Психология проектирования умственного развития детей. M., 1994
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 // Российская Газета. 2013. 25 ноября
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская Газета. 2013. 31 декабря
Щербакова Е. И. Методика обучения математики в детском саду. M., 2000
Учебно-методический комплект по реализации парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой
Средняя группа (4-5 лет)
Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. М., 2016
Математика для детей 4-5 лет. Метод. пособие. M.,2016
Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. M