Татьяна Гильдерман
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика»
▼ Скачать +Заказ
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребё нка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста, Кружок „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Задачи программы :
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
Формы работы :
• занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
• беседы;
• различные виды игр;
• рисунки и композиции;
• индивидуальная работа;
• сюжетно-дидактические игры;
• викторины;
• работа с родителями
Методы обучения:
• наглядный;
• исследовательский;
• проблемно-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный;
• практический.
Содержание дополнительной программы.
1. Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2. Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
3. Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
4. Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
5. Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Учебно-тематический план
(В перспективном планировании указан номер литературного издания после названия упражнения, вторая цифра означает страницу.)
Неделя Тема Цель Часы
1 2 3 4
Октябрь
1
Сравнение предметов
Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения; находить одинаковые предметы ; ориентироваться в пространстве. (1,4) 1 час
2
Квадрат
Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата. (2, 111) 1 час
3
Числа 1,2
Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2; учить сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. (1, 6) 1 час
4
Геометрические фигуры
Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета (1, 8)
1 час
Ноябрь
5 Ориентировка в пространстве Развивать умение ориентироваться в пространстве;
формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; учить различать части суток;
учить называть предметы квадратной и круглой формы (1, 10)
1 час
6 Число 3 Познакомить с образование числа 3 и соответствующей цифрой;
- учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;
- упражнять в ориентировке в пространстве (1, 13) 1 час
7
Сравнение по высоте Упражнять в счете в пределах 3;
- учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения;
- учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников;
- находить в окружении одинаковые по высоте предметы (1, 15) 1 час
8
Треугольник
Закреплять названия геометрических фигур;
- учить находить предметы названной формы;
- составлять предмет из треугольников;
- сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения
(1, 17) 1 час
Декабрь
9 Раньше, позже Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше», «позже», тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже»;
- закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар (2, 102) 1 час
10
Число 4 Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4;
- учить считать в пределах 4;
- соотносить числительное с каждым из предметов;
- различать количественный и порядковый счет, раскладывать предметы правой рукой слева направо (1,25) 1 час
11
Квадрат Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
- закрепить счет до 4, умение определять и называть свойства
предметов;
- развивать внимание, память, речь,
воображение, творческие процессы (2, 111) 1 час
12 Состав числа 4 Познакомить с образование числа 4 и цифрой 4;
- учить считать в пределах 4, закрепить умение отличать количественный счет от порядкового (1, 31) 1 час
Январь
13
Порядковый счет
Упражнять в счете по порядку;
- закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой;
- составлять квадрат из счетных палочек;
- закреплять представление, о том, что количество предметов не зависит от их расположения; (1, 22)
1 час
14 Куб Сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
- закрепить представление об изученных фигурах, счет до 4, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте (2, 116) 1 час
15 Куб, шар Учить обследовать куб и шар осязательно-двигательным способом;
- дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов;
- показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены (1, 20) 1 час
Февраль
16 Вверху, внизу Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать в умении понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
- закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры (2. 120) 1 час
17 Сравнение по ширине Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения,
- закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов (2, 123) 1 час
18 Сравнение предметов по величине Учить сравнивать предметы по величине;
- устанавливать равенство между двумя группами предметов;
- различать количественный и порядковый счет;
- закреплять знания о частях суток (1, 37)
1 час
19 Сравнение предметов по высоте учить моделировать предмет из палочек одной длины;
- сравнивать предметы по высоте;
- ориентироваться в пространстве (1, 40) 1 час
Март
20 Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;
- различать и называть части суток;
- находить одинаковые предметы;
- упражнять в счете (1, 42) 1 час
21 Число 5 Познакомить с образование числа 5 и цифрой 5;
- упражнять в сравнении полосок по длине;
- учить раскладывать брусочки в порядке убывания;
- отражать в речи результат сравнения (длиннее, короче и т. д.) (1, 44) 1 час
22 Счет до 5. Число и цифра 5. Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;
- закрепить счетные умения, умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
- закрепить умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству (2, 127) 1 час
23 Измерение предметов. Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки;
- ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление;
- упражнять в счете в пределах 5 (1, 48) 1 час
Апрель
24 Измерение предметов
(продолжение) Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки;- активизировать словарь (далеко – близко) (1, 50) 1 час
25 Порядковый счет Упражнять в счете в пределах 5;
- упражнять в сравнении предметов по величине;
- различение количественного и порядкового счета (1, 54) 1 час
26 Овал Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки;
- закрепить счет до 5, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам (2, 132) 1 час
27 Внутри, снаружи. Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;- закрепить представление об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов (2, 137) 1 час
Май
28
Впереди, сзади, между. Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи;
- закрепить пространственные отношения «справа» - «слева», закон сохранения количества, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов (2, 141) 1 час
29 Пара Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;
- закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение сравнивать предметы по длине (2, 144) 1 час
30 Прямоугольник
сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;
- закрепить геометрические и пространственные представления, счет до 5, умение соотносить цифру с количеством (2, 148) 1 час
31 Числовой ряд Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от до 1;
- закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве (2, 154) 1 час
32 Ритм (поиск и составление закономерностей) Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;
- закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач (2, 159) 1 час
Июнь
33 Счет до шести. Число и цифра 6 Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;
- закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар (2, 163) 1 час
34 Порядковый
счет Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифру 1-6 с количеством;
- закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право) (2, 168) 1 час
35 Сравнение по длине Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер;
- закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до шести, порядок следования цифр 1-6 (2, 171) 1 час
36 Счет до семи. Число и цифра 7. Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;
- закрепить геометрические представления, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предмета, сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству (2, 175)
1 час
Июль
37 Повторение – числа и цифры 1-7 Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду;
- закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур (2, 179) 1 час
38 Сравнение по толщине Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине;
- закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине (2, 182) 1 час
39 Сравнение по высоте. Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер;
- закрепить умение сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до семи (2, 186) 1 час
40 План (карта путешествий) Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления (2, 190) 1 час
Август
41 Счет до восьми. Число и цифра 8. Сформировать представление от числе и цифре 8, умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством;
- закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству (2, 194) 1 час
42 Сравнение по длине, ширине и толщине. Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине;
- закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1-8 (2, 199) 1 час
43 Конус Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
- закрепить умение выделять и называть свойства предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами (2, 207) 1 час
44 Призма и пирамида Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;
- закрепить счетные умения в пределах 8, представления об изученных геометрических фигурах, умение выделять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (2, 211) 1 час
45 Геометрические тела Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте;
- порядковый счет, представления о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством (2,216) 1 час
Литература:
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. ;
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. 2012г.