Порхун Анна Владимировна
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Публикация «Программа кружка дополнительного образования „Веселая математика“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
Новизна дополнительной образовательной программы «Веселая математика» состоит в том, что каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Здесь присутствует новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Актуальность данной Программы обусловлена следующими обстоятельствами:
• более ранним началом систематического обучения в школе,
• значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
• изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Цель данной Программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребё нка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи Программы :
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
За основу построения Программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Принципами формирования Программы являются :
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста :
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Занимательная математика».
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса :
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Занятия в кружке «Веселая математика» помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
1.3 Программа кружка «Веселая математика расчитана на 1 год.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Модель образовательного процесса.
Учебно-календарный план
месяц неделя
Вид деятельности Название занятия Задачи занятия
сентябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на начало года «Определение уровня развития математических знаний на начало года» Опрос детей по ФЭМП на начало года с целью определения уровня развития дошкольников. Стр. 70*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов» Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Стр. 4*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Числа 1, 2» Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Стр. 6**
4 Познавательно –исследовательская Коммуникативная Игровая «Геометрические фигуры» Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме, цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета. Стр. 8*
октябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка в пространстве» Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток; учить называть предметы квадратной и круглой формы. Стр. 10*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Число 3» Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Стр. 13*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение по высоте» Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Стр. 15*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Треугольник» Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предмет из треугольников; сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Стр. 17*
ноябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Куб, шар» Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены. Стр. 30*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная
Продуктивная «Куб, шар (продолжение)» Закрепить названия геометрических тел «куб, шар» Упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. Стр. 20*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Порядковый счет» Упражнять в счете по порядку; закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой; составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения; закреплять последовательность частей суток. Стр. 22*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Число 4» Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету в пределах 4; соотносить числительное с каждым из предметов; отличать количественный счет от порядкового, раскладывать предметы правой рукой слева направо. Стр. 25**
декабрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Прямоугольник» Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Стр. 26*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Геометрические фигуры» Учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; закреплять представления о временных отрезках: утро, день, вечер, ночь. Стр. 29*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Состав числа 4» Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить считать в пределах 4; уметь отличать количественный счет от порядкового. Стр. 31*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 4» Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию. Стр. 33*
январь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 4 (закрепление)» Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию. Стр. 33**
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Продуктивная «Геометрические фигуры» Учить сравнивать предметы по величине; устанавливать равенство между группами предметов, закреплять знания о частях суток. Стр. 35*
февраль 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по величине» Учить моделированию предмета из палочек одной длины, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве; упражнять в счете в пределах 4, умении различать количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который. Стр. 40*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по высоте» Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете в пределах 4; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Стр. 42*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка во времени» Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять в сравнении полосок по длине, учить раскладывать брусочки в порядке убывания; учить отражать в речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т. д. Стр. 44*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 5» Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5; уметь соотносить количество с цифрой; уметь классифицировать предметы по цвету, величине. Стр. 46**
март 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Измерение предметов» Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5. Стр. 48*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Измерение предметов» (продолжение) Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Стр. 50*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по высоте» Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначать словами результаты сравнения; закреплять знания о временных отрезках. Стр. 52*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Порядковый счет» Упражнять в счете в пределах 5; продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. Стр. 54*
апрель 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка в пространстве» Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету. Стр. 57*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Величина» Упражнять в сравнении предметов по величине, умении отражать в речи результат сравнения; закреплять названия геометрических фигур, упражнять в счете в пределах 5. Стр. 60*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка во времени» Закрепить представления о сутках, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5. Стр. 62*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Продуктивная «Геометрические фигуры (закрепление)» Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); упражнять в счете; учить ориентироваться в пространстве. Стр. 63*
май 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по величине» Учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше, ниже, шире, уже, больше, меньше); закреплять умение различать порядковый счет от количественного, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету. Стр. 66*
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Повторение материала» Закреплять знания цифр в пределах 5; умение ориентироваться в пространстве. Стр. 67*
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на конец года «Определение уровня развития математических знаний на конец года» Опрос детей по ФЭМП на конец года с цель подведения итогов работы кружка. Стр. 70*
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на конец года «Определение уровня развития математических знаний на конец года» Опрос детей по ФЭМП на конец года с цель подведения итогов работы кружка. Стр. 70*
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе - 20 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В Программе используются основные методы и приемы:
• Практический метод
На занятиях кружка он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический метод подкрепляется приемами:
1. Упражнения в виде заданий.
2. Действия с демонстрационным материалом.
3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
• Игровой метод
Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание. Метод подкрепляется приемами:
1. Использование элементов различных игр на занятии.
2. Соревнования, поиск, сюрпризный момент.
3. Руководство и обучающая роль педагога.
• Наглядный и словесный методы
Они не являются самостоятельными, а лишь должны сопутствовать практическим и игровым методам.
Приемы:
1. Показ
2. Вопросы
3. Пояснение, разъяснение, указание
4. Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения
5. Сравнение, анализ, синтез, обобщение
6. Методические приемы (наложение, приложение и т. д.)
7. Контроль и оценка
8. Моделирование
Индивидуальные занятия кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе результатов диагностики, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-10 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных в ходе диагностики.
3.1 Работа с родителями.
Работа с родителями ориентируется на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях кружка дополнительного образования в ДОУ и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: анкетирование, консультации, папки-передвижки, индивидуальные беседы.
Сроки проведения Тема Форма проведения
сентябрь "Выявление интересов и знаний родителей» Анкетирование
декабрь «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста» Консультация
апрель «Занимательная математика в детском саду и дома» Папка - передвижка
март Мастер- класс «Путешествие в страну математики» Мастер - класс
май Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста Выставка дидактических игр «Развиваемся, играя»
Совместно с родителями оформить :
«Центр активности ФЭМП»,
«Центр настольных игр математического содержания»
В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
3.2 Расписание занятий
День проведения Время проведения
Среда
15.45 - 16.05
(1 подгруппа)
16.10-16.30
(2 подгруппа)
3.3 Материально – техническое обеспечение
№ Наименование Количество Примечание
Демонстрационный материал
1. Фланелеграф 1шт.
2. Набор цифр от 1 до 5 1 комплект
3. Мешочек с мелкими игрушками 1шт.
4. Игрушки животных объемные и плоскостные 1 комплект
5. Полоски бумаги разной длины 1 комплект
6. Полоски бумаги разной ширины 1 комплект
7. Мячи разной величины 1 комплект
8. Геометрические фигуры 1 комплект
Раздаточный материал
1. Карточки с двумя полосками По количеству детей
2. Карточки с изображением 1,2,3,4,5 предметов По количеству детей
3. Карточки с изображением цифр от 1 до 5 По количеству детей
4. Набор геометрических фигур По количеству детей
5. Набор матрешек разной величины По количеству детей
6. Счетные палочки По количеству детей
7. Пирамидки По количеству детей
8. Картинки с временными отрезками (утро, день, вечер, ночь) По количеству детей
9. Пластилин, доска, стека По количеству детей
10. Цветные карандаши По количеству детей
11. Альбомные листы По количеству детей
3. 3 Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет» Помораева И. А., Позина В. А. – М. : «Мозаика-Синтез», 2016
3. Авторская программа «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
4. Сценарии занятий «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
5. Рабочая тетрадь «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.)
6. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 2009 г.
7. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» Смоленцева А. А., Суворова О. В. - «Детство-пресс» 2010г.
8. Интернет- ресурс.