Нина Воронцова
Программа кружка. Факультатив «Мастерская слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Факультатив «Мастерская слова»
Пояснительная записка
Речь ребёнка-это его ум, его душа, его доброта. Овладение языком -процесс творческий,но при этом дети подражают словам, высказываниям. В процессе развития речи формируются все компоненты речевой системы. Развиваются психические процессы, активизируют мыслительную деятельность,формирует у детей языковое чувство. Творческие игры со словом,помогают повысить уровень речевого развития ребёнка,что важно,ведь развитие речи и словаря детей,овладение богатствами родного языка является одним из основных элементов формирования личности,освоения выработанных ценностей национальной культуры.
Публикация «Программа кружка, Факультатив „Мастерская слова“» размещена в разделах
Цель : развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи :
1. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
2. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
3. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
4. развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
5. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
6. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
7. формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
8. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
Месяц
тема
цель
Сентябрь
1. неделя
1. Тема: Знакомство с нашими героями. «Игрушки»
д/и «Отвечай быстро»
Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.
2. неделя
2. Тема: «Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса)
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать внимание.
3. неделя
3. Тема: Заучивание наизусть: «Мяч» С. Я. Маршак
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.
4. неделя
4. Тема:«Пересказ сказки «Репка» Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Октябрь
1. неделя
5. Тема:«Осень»
Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении» Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.
2 неделя
6. Тема: Заучивание наизусть: А. Плещеев «Осенью».
Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.
3. неделя
7. Тема: Рассказывание по картине «Осень в лесу» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию; учить составлять небольшой рассказ
4. неделя
8. Тема :«Овощи»
д/и «Угадай по описанию»
д/и «Волшебный мешочек»
Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.
5. неделя
9. Тема :«Фрукты»
д/и «Четвёртый лишний»
познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь.
Ноябрь
1. неделя
10. Тема: «Загадка-описание»
Какой?, - Что бывает таким же?
Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.
2. неделя
11. Тема: «Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря.
3. неделя Тема: «Поздняя осень» (Составление рассказа по картине) Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что.
4. неделя
12. Тема: «Дом». Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Декабрь
1. неделя
13. Тема: «Головные уборы, одежда» Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь.
Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем.
2. неделя
14. Тема: «Зима»
д/и «Времена года»
Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
3. неделя
15. Тема: Заучивание наизусть: И. Суриков «Зима» Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И. Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.
4. неделя
16. Тема: «Новый год»
Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.
5. неделя
17. Тема: составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
Январь
1. неделя
18. Тема: «Елка» К. Чуковский
Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.
2. неделя
19. Тема: «Дикие животные»
д/и Скажи ласково
Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;
3неделя
20. Тема: «Домашние животные», составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
д/и «Живое –не живое»
Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.
4. неделя
21. Тема: «Животные жарких стран»
д/и «Угадай по описанию.
д/и «Кто лишний?»
Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.
Февраль
1. неделя
22. Тема: «Птицы» ; Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая»
Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым
Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.
2. неделя
23. Тема: «Рыбы»
д/и «Закончи предложение»
Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.
3. неделя
24. Тема: «Транспорт» ; Знакомство с видами транспорта.
Составление рассказов об игрушках (легковая и грузовая машины). Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание.
4. неделя
25. Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.
Март
1. неделя
26. Тема: «Весна»; составление рассказа по картине «Весна»
Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
2. неделя
27. Тема: «Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке. Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.
3. неделя
28. Тема: «Полевые цветы»
Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы
4. неделя 29. Тема: «Насекомые»
Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.
Апрель
1. неделя
30. Тема: «Мой город – Нерюнгри»
Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город
Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
2. неделя
31. Тема: «Мой детский сад»
Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь
3. неделя
32. Тема: «Профессии»
д/и «Цепочка» Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.
4. неделя
33. Тема: «Письмо друзьям»
Составление рассказов. Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.
Май
1. неделя
34. Тема: «День Победы. Военная техника»
Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.
2. неделя
35. Тема: «Черепаха»
Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей.
3. неделя
36. Тема: «Фиалка»
д/и «Разрезные картинки»
Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения
4. неделя
37. Тема: «Лето»
д/и «Найди ошибку»
д/и «Доскажи словечко»
Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей. Составление рассказа по картине «Лето»
5. неделя 38. Тема: составление рассказа «Почему мне нравится лето.» Составление рассказов. Учить детей составлять интересные рассказы из личного опыта. Развивать память, речь, внимание.