Оксана Войтова
План работы кружка по художественной лепке «Волшебная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Публикация «План работы кружка по художественной лепке „Волшебная мастерская“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается подгруппа 10 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы : групповые и индивидуальные занятия.
Цель кружка.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии; воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи кружка.
1. Ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
5. Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями;
6. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
7. Развитие опыта и творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
8. Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;
9. Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
10. Соблюдение правил техники безопасности;
11. Стремление к поиску, самостоятельности;
12. Понимание необходимости качественного выполнения образа;
13. Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.
Ожидаемые результаты.
К концу года ребенок должен уметь: лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.
Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.
Методы работы :
индивидуально-дифференцированный;
групповой;
практический;
наглядный;
интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми :
игра сюжетная и театрализованная;
разговор, беседа;
рассматривание готовых образцов;
лепка под руководством воспитателя;
самостоятельная деятельность.
Рабочие материалы :
солёное тесто, гуашь, краски, кисти, палитра;
стеки пластмассовые;
пластиковые дощечки;
влажные салфетки;
клей ПВА;
Форма подведения итогов.
выставка детских работ;
фотоальбом детских поделок.
Октябрь
№ 1,2 "Плюшки - завитушки"
№ 3,4 "Дары лета"
Ноябрь
№ 1,2 "Цветик - семицветик"
№ 3,4 "Гусеничка"
Декабрь
№ 1,2 "Колобок"
№ 3,4 "Ягода малина"
Январь
№ 1,2 "Рыбка"
№ 3,4 "Пчёлка"
Февраль
№ 1 "Снеговик"
№ 2,3 "Снежинка"
Март
№ 1,2 "Черепаха"
№ 3,4 "Ёжик"
Апрель
№ 1,2 "Кошачья семейка"
№ 3,4 "Божья коровка"
Май
№ 1,2 "Ромашка"
№ 3,4 "Лепим сказку"
Октябрь
Тема: № 1,2 "Плюшки - завитушки"
Цель: Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.
Тема: № 3,4 "Дары лета"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. На основе игровой мотивации, при которой дети действуют в роли ежат, побуждать их к лепке знакомых плодов; вначале непосредственно после восприятия, а затем уже по памяти.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением грибов, ягод, лепка, физкультминутка.
Ноябрь
Тема: № 1,2 "Цветик - семицветик"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Чтение рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик», лепка, пальчиковая гимнастика.
Тема: № 3,4 "Гусеничка"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидак. игра.
Декабрь
Тема: № 1,2 "Колобок"
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидак. игра.
Тема: № 3,4 "Ягода малина"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра.
Январь
Тема: № 1,2 "Рыбка"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра, чтение стихотворений.
Тема: № 3,4 "Пчёлка"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра.
Февраль
Тема: № 1 "Снеговик"
Цель: Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Формы работы : Рассказ воспитателя и составление рассказа по сюжетной картинке детьми, отгадывание загадок, дидактическая игра, лепка, физкультминутка.
Тема: № 2,3 "Снежинка"
Цель: Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра.
Март
Тема: № 1,2 "Черепаха"
Цель: Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра, заучивание стихотворения.
Тема: № 3,4 "Ёжик"
Цель: Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра.
Апрель
Тема: № 1,2 " Кошачья семейка "
Цель: Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра.
Тема: № 3,4 "Божья коровка"
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста : скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра.
Май
Тема: № 1,2 "Ромашка"
Цель: учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра, чтение стихотворений.
Тема: № 3-4 "Лепим сказку"
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Формы работы : Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра, сочинение сказки.
Рецепт соленого теста
1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала.
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Обеспечение программы.
Солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды т. п.
Методическая литература:
1. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
2. Зимина Н. В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
3. Лыкова И. А., Глушина А. И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.
4. И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
5. Рубцова Е. В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
6. М. О. Синеглазова «Удивительное СОЛЕНОЕ ТЕСТО» М., 2006 г.
7. Лобанова Вероника «Волшебная глина. Лепим и познаем мир» Р-на-Д., 2012 г.
8. Кискальт И. «Соленое тесто» пер. с нем. — М. : 2003 г.