Светлана Липаева
Программа кружка «Читай-ка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа разбита на 4 этапа. Это позволяет воспитателю серьёзно подготовился к ознакомлению детей с художественной литературой. Педагог должен уметь не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения. Также необходимо предусмотреть возможные вопросы, отклик детей на события и поступки героев книги. Педагог во время чтения должен правильно стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть лицо, наблюдать за мимикой, жестами, выражением глаз. Мимика и жесты могут быть применены во время психологической паузы, цель которой – мобилизовать внимание слушателей, подчеркнуть сказанное. Трудно представить дошкольника, который после активного слушания никак бы не реагировал на прочитанное. Выслушав ребят, педагог и сам может и должен высказать своё мнение об услышанном. Заинтересованная детвора просит познакомить их с другими произведениями на эту же тему. Это следует рассматривать как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности, интенсивного развития познавательной активности.
Публикация «Программа кружка „Читай-ка“ в средней группе» размещена в разделах
Подготавливая текстовый материал для чтения вслух педагогу следует соблюдать стиховые паузы, рифму. Те же требования относятся и к басне. Басня – это аллегорическое произведение. Её смысл дети самостоятельно не могут понять. Воспринимается басня как сказка, где действующие лица – животные. Стиль чтения басни – разговорный, требующий бытовых разговорных интонаций. Ритмомелодика меняется, подчиняясь сюжетной линии.
Во время реализации программы необходимо продолжать прививать умение внимательно слушать произведение, воспитывать желание выучить наизусть полюбившееся стихотворение, пословицу, считалку, поговорку. Поддерживать интерес к художественному слову. Продолжать учить работе с книгой, рассматриванию иллюстраций, картинок. Объяснить детям, как важны в книге иллюстрации. Они помогают узнать много интересного.
Цель программы :формирование целостной картины мира, в т. ч. первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в т. ч. развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; расширение представлений детей о театрализованной деятельности
Задачи программы :
1. Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям
2. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
3. Совершенствовать художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений наизусть, драматизации
4. Продолжать учить при поддержки воспитателя инсценировать и драматизировать отрывки из народных сказок, стихотворений
5. Учить детей рассматривать иллюстрации к книгам, ярко и выразительно рассказывать об увиденном
6. Развивать детский интерес к разным видам театра (кукольный, настольный, теневой)
7. Развивать монологическую и диалогическую речь
8. Воспитывать чуткость к поэтическому слову
9. Воспитывать бережное отношение к книге
Программа занятий кружка «Читай-ка» для детей 4 -5 лет составлена на основе следующих источников:
Л. А. Горбушина А. П. Николаевича «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»
Э. П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» М. 2012
О. С. Ушакова Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»
О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»
«Хрестоматия для средней группы» Сост. Юдаева М. В., 2015
«Литература и фантазия» под ред. Л. Е Стрельцовой
Л. Н. Елисеева «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет», 2006
Книжные издания розничной продажи, библиотечные издания
Программа реализуется 2 раза в месяц со всей группой детей.
Программа рассчитана на детей в возрасте 4 – 5 лет (средняя группа).
Срок реализации 1год.
Программа состоит из 4 этапов :
1. Этап – ознакомление детей с фольклором/ 4 занятия
2. Этап – ознакомление детей состихами и баснями /4 занятия
3. Этап – ознакомление детей со сказками русскими народными и народов мира/6 занятий
4. Этап – ознакомление детей с произведениями поэтов и писателей России/4 занятия
В результате реализации программы «Читай-ка» даже неуверенные, застенчивые, плохо говорящие дети будут стремиться участвовать в драматизации, читать наизусть стихи выразительно, внятно, с разной силой голоса. Дети станут более уверенными, активными, эмоциональными, творческими.
Результаты работы кружка «Читай-ка» :
1. Этап – фолклорный праздник
2. Этап – литературный праздник «В гостях у Несмеяны»
3. Этап - игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
4. Этап – Театрализованная игра по сказке С. Маршака «Кто колечко найдёт?».
1 этап - ФОЛЬКЛОР
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки - мудрость народа
СЕНТЯБРЬ
1занятие: Малые фольклорные формы -потешки
Цель: познакомить детей с потешками «Гусельки», «Киска», «Ножки, ножки, где вы были», помочь запомнить потешку «Гусельки»,объяснить значение и особенность потешек, учить рассказывать её выразительно, негромко, не спеша, чётко выговаривать окончание слов и не переставляя слова; прививать любовь к народному творчеству
2 занятие: Малые фольклорные формы - скороговорки, чистоговорки
Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными (скороговорки, чистоговорки, учить чётко произносить слова с различными интонациями, придумывать небольшие истории по их сюжету
ОКТЯБРЬ
3 занятие:Малые фольклорные формы - загадки
Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными (загадки, учить детей внимательно слушать загадку, сопоставлять услышанное со своими знаниями об окружающем мире, обогащать словарный запас, учить использовать конструкцию предложения; совершенствовать словесно-логическое мышление.
4 занятие:Малые фольклорные формы – пословицы и поговорки
Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными (пословицы, поговорки, развивать умение связывать значение пословицы и поговорки с содержанием короткого рассказа, заучить пословицы и поговорки о дружбе.
Итоговое занятие 1 этапа «Фолклорный праздник»
2 этап СТИХИ и БАСНИ
НОЯБРЬ
1 занятие: Весёлые стихотворения
Цель: учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия, помогать в осмыслении значений образных выражений, заучить стихотворение «Повар» О. Григорьев, закрепить умение использовать средства интонационной выразительности
2 занятие:Стихотворения о детском саде и игрушках
Цель: вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения из цикла «Игрушки» А. Барто, познакомить со стихами о детском саде, заучить стихи по желанию детей, формировать положительное отношение к поэзии
ДЕКАБРЬ
3 занятие: Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель: познакомить с новым литературным жанром – басня, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, предложить детям послушать в аудиозаписи басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
4 занятие: Чтение басни Л. Толстова «Два товарища»
Цель: продолжать знакомить с новым литературным жанром – басня, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, предложить детям послушать в аудиозаписи басню Л. Толстова «Два товарища»
Итоговое занятие 2 этапа – Литературный праздник «В гостях у Несмеяны»
3 этап - СКАЗКИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ и СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
ЯНВАРЬ
1 занятие:Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель: познакомить с новой русской народной сказкой в аудиозаписи, учить понимать её эмоционально-образное содержание, закрепить представление о жанровых особенностях сказки, подвести к пониманию значения пословицы «У страха глаза велики»
2 занятие: Чтение русской народной сказки «Смоляной бычок»
Цель: познакомить срусской народной сказкой, учить внимательно её слушать, следить за развитием сюжета, способствовать становлению личностного отношения к произведению, поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении
ФЕВРАЛЬ
3 занятие: Рассказываниерусской народной сказки «Кот и Петух»
Цель: познакомить с новой русской народной сказкой в аудиозаписи, учить понимать её эмоционально-образное содержание, закрепить представление о жанровых особенностях сказки
4 занятие:Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
Цель: познакомить со сказкой венгерского народа, учить понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали и эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать её с сюжетом сказки
МАРТ
5 занятие:Чтение украинской народной сказки «Коза-дереза»
Цель: познакомить со сказкой украинского народа, формировать у детей умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, поддерживать интерес к чтению
6 занятие:Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Игра-драматизация сказки (настольный театр)
Цель: продолжать знакомить с новой русской народной сказкой, учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказки; учить детей использовать различные выразительные средства речи для передачи эмоций и характеров персонажей, развивать выразительность речи.
Итоговое занятие 3 этапа – Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель:учить детей использовать различные выразительные средства речи, жесты, мимику для передачи эмоций и характеров персонажей, развивать выразительность речи.
4 этап - ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
АПРЕЛЬ
1 занятие:Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Цель: познакомить с творчеством писателя С. Михалкова, учить слушать большое по объёму произведение «Дядя Стёпа», учить характеризовать поступки героя
2 занятие:Чтение сказки С. Маршака «Кто колечко найдёт?»
Цель:познакомить с творчеством поэта С. Маршака, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки
МАЙ
3 занятие:Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Алёнка разбила зеркало»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, выражать своё отношение к рассказу, его героям и поступкам, развивать связную речь
4 занятие:Чтение сказки Г. Цыферова «В медвежий час»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, пересказывать его содержание с опорой на иллюстрации, предложить детям рассказать о том, кто из персонажей им запомнился, какой эпизод сказки понравился
Итоговое занятие 4 этапа – Театрализованная игра по сказке
С. Маршака «Кто колечко найдёт?».
Цель:совершенствовать выразительность речи и умение детей в театрализованных играх, продолжать учить подражать героям произведения, развивать артистизм