Татьяна Павловна Щербакова
Рабочая программа кружка по речевому развитию «Веселый язычок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20» г. Новозыбкова
«Веселый язычок»
средняя группа
2016 -2017 уч. год
Воспитатель:
Щербакова Т. П.
Новозыбков 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: познавательно-речевое развитие.
Продолжительность освоения: 1 год.
Возраст обучающихся: 4 года
Публикация «Рабочая программа кружка по речевому развитию „Веселый язычок“ в средней группе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность : Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка – фонетической, лексической, грамматической.
Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным
психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечё т за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
При разработке конспектов занятий использовалась следующая литература:
В. В. Гербова «Учусь говорить»
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников
О. Е. Громова «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет»
А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения»
Журналы «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения»
.
№ п/п
Дата проведения Тема занятия
1
6 октября «Кто больше слов скажет?» учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
2
13 октября ЗКР «Звук [С]» -познакомить с произношением звука «с»; учить правильному произношению звука»с» в слогах, в слогах, предложениях;
3
20 октября «ЗКР, звук Л (ль)».
Учить детей артикулировать звук, закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах, упражнять в определении наличия звука в словах;.
4
27 октября «Формирование правильного произношения звука Ч»
Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.
5
3 ноября «Знакомство со звуком [Д]»
учить воспринимать на слух и правильно произносить звук «Д» изолированно в словах, фразах, слогах. Упражнять нахождение места звука в слове. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, силу голоса, речевое дыхание
6
10 ноября "Звук "Ц"
Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках).
7
17 ноября «Звук Ш»
учить детей рассматривать сюжетную картинку,
обогащать их словарь, совершенствовать грамотный строй речи,упражнять в произношении изолированного звука и звука в словах
8 24 ноября «Кто заблудился?» Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам
9 1 декабря «Невероятные истории»
предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.
/Истории записываются и оформляются/
10
8 декабря «Радость и грусть»
Знакомить с эмоциональным состоянием радости, грусти, злости.
11 15 декабря Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зимние забавы»
Формировать умение рассказывать о картине последовательно, учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной, учить подбирать красочные выражения для описания.
12 22 декабря Прослушивание муз. отрывков (В. Герчик «Песня стрекозы», В. Шаинский «Чунга – чанга и др.)
Учить понимать содержание отрывков из музыкальных произведений и соотносить их с эмоциональным словарем.
13 29 декабря Разучивание отрывка «Разные звуки»
Продолжать развивать умение правильно произносить в словах звуки, развивать моторику речедвигательного аппарата, вырабатывать правильный темп речи.
Где-то собаки ворчали: Листья под ветром шумели:
Р-р-р! Тссс!
Гудели от ветра все провода: Змеи в лесу шипели:
З-з-н! Шшии!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
Мму-у! Дззы!
Капала в кухне из крана вода: Непоседа мяч и ночью
Динь! Успокоиться не хочет:
В комнате мухи жужжали: Пам! Пам!
Жж-жи! Куклы кашляют в постели –
Перекликались в ночи поезда: Днем мороженое ели:
Чууу! Кха! Кха!
Мимо машины бежали:
Тррр!
14
5 января Составление необыкновенной истории про Незнайку.
Учить детей подбирать нужные и правильные слова, вкладывать свою изюминку в придуманную историю. Развивать связную речь, мышление, воображение, желание общаться. Воспитывать положительные эмоции.
/Истории записываются/
15 12 января Заучивание стихотворения М. Джалиля «Мой пес»
Продолжать учить детей понимать смысл стихотворения, уметь объяснить главную мысль этого стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи.
В начале занятия провести беседу на тему «Собака друг человека».
16 19 января Дидактическая игра «Проведи дорожку»
Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.
Описание игры: В верхней части большого листа бумаги нарисованы завод, магазин, школа, парк, кинотеатр, цирк, детский сад, жилой дом; в нижней части – мама, папа и брат с сестрой.
17 26 января Разучивание русской народной потешки. «Дубы – дубочки, пеку блиночки»
Учить детей рассказывать потешки наизусть, сопровождая речь движениями. Развивать внимание, интонационную выразительность речи.
18 2 февраля Драматизация сказки «Колобок»
Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
19 9 февраля Беседа «Чем питаются птицы». Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
Продолжать учить детей читать стихотворения наизусть с выражением. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
20 16 февраля Составление рассказа о зиме.
Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
Придумать вместе с детьми интересную, необыкновенную, зимнюю историю.
/Истории записываются и оформляются/
21 23 февраля Дидактическая игра «Сравни снеговиков»
Учить детей находить отличия между двумя предметами. Развивать внимательность, наблюдательность. Учить отвечать полными ответами.
22 2 марта Составление рассказа «Моя комната»
Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.
/Рассказы записываются, оформляются рисунками детей, воспитатель помогает/
23
9 марта Дидактическая игра «Огород»
Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. Импровизация (собираем овощи в корзины).
***
Од-од-од - у нас славный огород.
Ро-ро-ро - наполняй водой ведро.
Ко-ко-ко - мы посадим семечко.
Ем-ем-ем - мы из леечки польем.
- Что такое огород? Что растет на огороде?
24
16 марта Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка»
Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге
25
23 марта Заучивание стихотворения А. Кочергиной
Что растет у Натки
На зеленой грядке?
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
26 30 марта Д/игра «что вы видите вокруг?» Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим»
Уточнить представления детей о названиях предметов, развивать умение использовать в речи обобщающие слова.
27 6 апреля Заучивание стихотворения наизусть «Ты скажи мне, реченька лесная…»
Педагог спрашивает у детей, доводилось ли кому-нибудь видеть чистую речку? Вода в таких речках холодная и журчит, будто разговаривает с бережком и деревцами. «Вот удивится лесная речушка, позавидуют ей кусты и травы, если вы на ее берегу про нее стихотворение прочтете»
28 13 апреля Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.
Можно использовать картинки с дикими животными для составления рассказа.
/Истории записываются и оформляются/
29 20 апреля Чтение сказки «Про Иванушку-дурачка» сопровождая показом иллюстраций.
Объяснить детям, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Воспитывать любовь к художественному слову.
20 27 апреля Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Учить составлять сказки.
31 4 мая
Заучивание «Что такое день победы!»
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать патриотизм.
32 11 мая
Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
Перед заучиванием стихотворения провести беседу. «Каждый человек любит свою Страну, защищает от врагов, бережет ее богатства. Когда вы вырастите, вы тоже будите защищать свою Родину. Родиной люди называют свой дом, детский сад, школу, город в котором живет».
Родина (отрывок)
Дом родной знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто;
Школа, где учился брат;
Мой любимый детский сад;
Все мои друзья, подружки,
Санки, мячики, игрушки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!
33
18 мая «В гостях у лесника»
Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.
34 25 мая Д/игра «Как сказать по другому?»
Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.