Екатерина Баяндина
Программа работы кружка в средней группе «Раз ладошка, два ладошка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Раз ладошка, два ладошка…»
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа работы кружка в средней группе „Раз ладошка, два ладошка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям.
Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия. И проекция ладони на бумаге – это частичка самого ребенка, его «я». Ребенок проявляет живой интерес к изобразительной деятельности, в основе которой - отпечаток его руки. При специальном обучении дети дошкольного возраста легко узнают в очертаниях ладони знакомые реальные предметы и образы (цветок, бабочка, рыбка и другие) и могут завершить образ любыми изобразительными средствами.
Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи – застёгивать и расстегивать застёжки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. А самый главный инструмент вдохновения всегда рядом - это ладонь крохи. Созданные «ладошковые» игрушки помогут организовать совместные игры с детьми, могут послужить прекрасным дополнением к интерьеру детского помещения.
Кружок «Весёлые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Кружок поможет расширить неограниченные возможности использования пространства детской руки для совместного творчества ребенка и взрослого.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты, аппликация.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон,салфетки, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной : с подгруппами, индивидуально.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой;
Развивающие:
- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Перспективный план работы кружка
«Раз ладошка, два ладошка…»
Октябрь
1. «Осеннее дерево»
Цель: воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество; воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
2. «Ёжики»
Цель: учим наклеивать ладошки поочерёдно, учитывая их цвет; закрепляем и отрабатываем знания и умения работы с клеем; развиваем чувства ритма и цвета.
3. «Лесовичок»
Цель: закрепляем навыки приклеивания ладошек и украшения (бабочку, жучка) к основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции.
4. «Лесовичок»
Цель: закрепляем навыки приклеивания ладошек и украшения к основной детали; развиваем чувство цвета и формы.
Ноябрь
1. «Солнышко» (аппликация с элементами рисования)
Цель: продолжаем закреплять навыки приклеивания и украшения (глазки, носик, губы, волосы и др.) к основной детали; развиваем чувство цвета и формы, воспитываем навыки сотрудничества.
2. «Солнышко» (аппликация с элементами рисования)
Цель: формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать из квадратов по диагонали два треугольника; закрепляем навыки расположения деталей на листе бумаги.
3. «Сова»
Цель: вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к своему творчеству.
4. «Сова»
Цель: закрепляем навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции; воспитываем аккуратность.
Декабрь
1. а) «Медведь»
Цель: формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать элементы (квадратики, полоски, треугольники) для украшения.
2. б) «Медведь»
Цель: познакомить с приё мами передачи сюжета: выделять главное, выкладывая более крупные детали на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами; развивать композиционные умения.
3. «Бусы на ёлку»
Цель: закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.
4. «Наша ёлочка» (аппликация с элементами рисования)
Цель: продолжаем формировать навыки вырезывания, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.
Январь
1.«Снеговичок»
Цель: продолжаем формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации.
2. «Снеговичок»
Цель: продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем чувство цвета и ритма; воспитываем художественный вкус.
3. «Полосатый коврик для кота»
Цель: продолжаем освоение техники резания ножницами по прямой; познакомить с новым способом - резание бумаги по линиям сгиба; развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Февраль
1.«Лиса»
Цель: учить детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству.
2. «Лиса»
Цель: продолжать учить детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству.
3-4.«Открытка для папы» (аппликация с элементами рисования)
Цель: разнообразить и обогатить аппликативную технику, дополнить её элементами рисования для передачи мелких деталей и динамики; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
.
Март
1. «Зайчик»
Цель: продолжать учить детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству.
2. «Зайчик»
Цель: развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к познанию окружающего мира
3. «Цветы для мамы»
Цель: учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.
4. «Антошка» (коллективная композиция)
Цель: закреплять навыки вырезывания и приклеивания; учить создавать композицию из нескольких персонажей; развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
Апрель
1. а) «Ладошка – осьминожка»
Цель: учим детей создавать образы из деталей ладошек; продолжаем формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.
2. б) «Ладошка – осьминожка»
Цель: развиваем творчество, чувство ритма и композиции; воспитываем самостоятельность, аккуратность, художественный вкус.
3. «Лягушка» (аппликация с элементами рисования)
Цель: вызвать интерес к изображению разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов ;развивать чувство цвета, формы и ритма.
4. «Тучи по небу бежали» (коллективная композиция)
Цель: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Май
1. «Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования)
Цель: учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. «Бабочка красавица»
Цель: показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
3. а) «Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования)
Цель: учить детей составлять гармоничные образы рыбок из ладошек, активизировать способы вырезание кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путём закругления углов.
4. б) «Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования)
Цель: развиваем творчество, чувство ритма и композиции; воспитываем самостоятельность, аккуратность,художественный вкус, усидчивость, целенаправленность.