Ирина Шадрина
Программа кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста. Способствовать формированию интереса к занятиям математики.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие
способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Ожидаемый результат:
Публикация «Программа кружка „Занимательная математика“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
• Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
• Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
План работы кружка
№ Название темы Количество занятий
1. Количество и счет 8
2. Геометрические фигуры 8
3. Определение величины 7
4. Ориентировка во времени 5
5. Решение логических задач 7
Всего 35
Работа проводится 1 раз в неделю 25 - 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Перспективное планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
Месяц 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
Сентябрь «Составим узор».
Цель: выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности «Подбери по форме»
Цель: уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. «Где находится предмет?»
Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве «Посчитай и обозначь цифрой»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Октябрь «Раздели на группы»
Цель:развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. «Засели домики»
Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. «Какой по счету?»
Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. «Какое число больше?»
Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.
Ноябрь «Найди нужный предмет»
Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. «Раздели на части»
Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. «Чего больше?»
Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры. «Больше или меньше?»
Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”,развивать умение обозначать количество предметов знаками.
Декабрь «Мы исследователи»
Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».
Цель:развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. «Магазин»
Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. «Создай картину»
Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т. д.
Январь «Который час?»
Цель: развивать умение определять время по часам. «Двигаемся по команде»
Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. «Что за чем следует?»
Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. «Займи свое место»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
Февраль «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»
Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. «Назови слова с противоположным значением»
Цель: закрепление понятий :широко-узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д. «Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). «Сравни»
Цель:упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.
Март «Сколько нас без одного?»
Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. «Реши задачу»
Цель: закреплениезнания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. «Найди спрятанную игрушку»
Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку. «Что за чем следует»
Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели
Апрель «Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. «Разделите на 2 равные группы».
Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. «Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).
Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.
Май «Запиши при помощи цифр»
Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала. Мониторинг Мониторинг
Литература:
• Е. В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
• Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
• Михайлова З. А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб. : Детство-ПРЕСС, 2001.
• Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
• Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• ПомораеваИ. А., ПозинаВ. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
• Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
• Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
• Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2001.
• Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
• Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.
• Помораева И. А., ПозинаВ. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.