Юлия Владимировна Иванова
Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по программе "Воспитание на социокультурном опыте" в старшей группе.
воспитатель Иванова Ю. В. город Омск
Публикация «Программа кружка по программе „Воспитание на социокультурном опыте“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход к истокам в образовании автор И. А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин
Программа для дошкольников рассчитана на четыре года и к каждой возрастной категории разработан свой инструментарий.
Освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:
3-4 года. Слово, Образ, Книга
4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души
5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость
6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника
Цели программы :
1. Первоначальное прочувствование восприятия детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека.
2. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии.
3. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям.
4. Развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
В ходе совместной деятельности с детьми создаем и обогащаем специальную среду с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Результаты освоения программы :
1. первоначальное освоение социокультурных категорий.
2. развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию).
3. развитие речевого взаимодействия.
4. развитие мотивации к общению у детей и взрослых.
Ценности развивающиеся в ходе реализации программы «Истоки»
1. Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песня и народная игрушка.
2. Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.
3. Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.
4. Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.
5. Социокультурные ценности : семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
6. Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы, сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.
Занятия в кружке проходят 1 раз в неделю, по четвергам/пятницам, во вторую половину дня.
Основными воспитательными целями программы для 5 — б летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.
Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки представлений о героических подвигах воинов — богатырей. Чтение и анализ былин, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность Отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у наших мальчиков активизируются сюжетно — ролевые и конструктивно строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей. И вдруг от мальчишек мы снова слышим такое забытое: «Когда вырасту, я тоже буду защитником. Буду в армии служить».
К традиции православного послушания обращена книга вторая для 5 — б летних детей «Радость послушания» и одноименное занятие. В результате совместной со взрослыми работы по освоению этой книги дети выходят на постижение истины:
«Родителей нужно слушаться не только потому, что они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих родителей. Дети родителям не ровня». В процессе проработки темы послушания старшие дошкольники делятся собственным опытом, рассказывая, когда и кого они послушались, и что это дало детям и окружающим людям.
Книга «Светлая надежда» подводит детей к вере в чудо, который несет светлый праздник Рождества Христова.
Через занятия «Добрые друзья» и «Добрые дела» для детей более глубоко раскрывается понимание добра. В традициях православия добро - это составная счастья, радости, внутреннего мира, и любви к другим людям.
Пятая книга для детей 5 — 6 лет «Мудрое слово» дает дошкольникам возможность осознавать, что мудрое слово сохраняется в пословицах, поговорках, народной поэзии, песнях и былинах. Дети утверждаются в ценностях и силе мудрого слова, в неизменной победе добра над злом, получают для себя мудрые советы предков: «За правое дело - стой смело», «За добром пойдешь — добро и найдешь».
Кружок включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах.
При проведении кружка используются следующие методы:
- словесные (рассказы, беседа, объяснения);
- наглядные (демонстрация, работа с альбомами);
- практические (индивидуальные творческие задания, коллективные творческие дела).
Содержание курса раскрывается в следующих темах:
Тема1. : Верность родной земле
Задачи:
1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие у детей умение слушать друг друга, приходить к согласию.
3. Развитие мотивации на общение в группе.
4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Материал:
1. Картинки с положительными героями героями из былин «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич» —).
2. Картинки с отрицательными героями: Тугарин Змей, Соловей разбойник, Змей 12-ти главый.
3. Картинки доспехи богатырские, снаряжение (шлем, кольчуга, меч).
4. Картина «Богатыри на коне».
5. Проигрыватель с аудиозаписью песни «Богатырская сила».
6. Телевизор для просмотра мультфильма «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Совместная деятельность. Беседа с детьми на основе прочитанных былин: «Илья Муромец» (стр. 4-7);
«Добрыня Никитич и змей» (стр. 8-11);
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13)
и пословицы (стр. 3).
Самостоятельная деятельность: Выполнение задания, что может пригодиться в бою богатырю? (стр. 21). Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19).
Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».
Тема 2. Верность родной Земле (часть2)
Задачи:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
3. Развитие представления о верности родной земле.
Самостоятельная деятельность: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
Совместная деятельность: Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» и пословиц.
Работа в паре (активное занятие) «Защитник Отечества».
Игровая деятельность Выполнение движений в соответствии с содержанием песен:«Быть отважными хотим» /муз. М. Красевой, сл. З. Петровой. «Мы военные» /муз. Сидельникова,/
Сюжетно-ролевая игра "Быть защитниками хотим" Выполнение игровых действий с использованием атрибутики, отображающей военную технику, фигурок солдат разных родов войск.
Сюжетно -ролевая игра по произведениям Б. Житкова и других писателей - Отображение в играх действий, отношений людей друг к другу, умение прийти людям на помощь
Тема3. Радость послушания (Занятие проводится совместно с родителями.)
задачи:
1) освоение социокультурной категории «Надежда»
2) Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.
3) Развивать адекватную самооценку.
Совместная деятельность: Чтение русских народных сказок
«Гуси – лебеди» - 4стр
Аленький цветочек - - 7стр
Дополнительно совместно с родителями можно прочитать: «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк», Царевна – лягушка», "Волк и семеро козлят"и др.
Самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома "Аленький цветочек" - 23стр.
Разговор с детьми в круге на тему: «Почему мы должны прислушиваться к советам старших?»
Материал: иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волу», Царевна – лягушка».
Игровая деятельность: д/и «Выбери иллюстрацию» Выбор детьми иллюстраций, герои которых проявляют послушание. Игра-драмматизация "Гуси-лебеди" - Выполнение действий в соответствии с содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Тема 4 Светлая Надежда
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»;
2. Развивать умение слушать друг друга;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
совместная деятельность: чтение фрагмента «Рождество» И. С. Шмелев - 5стр.
«Предание о первой рождественской елке» Е. Ивановская - 9стр
«Божий дар» Ф. М. Достоевский - 12стр
самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома «Рождественское чудо» - 11стр, разучивание стихов, колядок о Рождестве.
Дополнительно с родителями можно прочитать: К. Лукашевич "Под рождеством", В Венедиктов "Елка"., А Плещеев "Зимний Вечер"
тема 5 Доброе согласие
Задачи:
1. дальнейшее освоение социокультурной категории "Надежда"
2 развития у детей умения приходить к согласию, договариваться
3. развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию
Материал:
Совместная деятельность:
чтение "Счастье мое миндальное" И. С. Шмелев - 17стр.
Нечаева Л "Саночки"- 20стр
К. Д. Ушинский "Четыре желания" - 22стр.
Самостоятельная деятельность: оформление страницы "Доброе согласие" - 25стр.
Определить последовательность построения дома - 26стр.
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные игры в ходе которых необходимо обращать внимание на умение детей договариваться, приходить к согласию.
Тема: Учимся быть добрыми
Задачи:
1. продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение;
2. способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
3. развивать умения анализировать собственные поступки ;
4. повышать уровень сплоченности;
5. формировать положительную мотивацию.
Материал: презентация; лист ватмана с нарисованной формой Земли; картинки - дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери и т. д. ; бусинки; коврик; песня «Дорога добра», «Если добрый ты».
Игровая деятельность: Инсценировка рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше? ”
Совместная деятельность:
Самостоятельная деятельность: аппликация «Доброта»
тема 6 Добрые друзья
задачи
1). Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».
2). Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.
3). Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.
Совместная деятельность: чтение сказок «Сивка - бурка»- 5стр
«Зимовье зверей»- 12стр
Самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома "Сивка-бурка" - 11стр.
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра "Мы спасатели" Самостоятельное и творческое применение социокультурного опыта в решении игровых проблемных ситуаций. Игры инсценировки, где идет выполнение игровых действий в соответствии с содержанием рассказов «Два радиста» Б. Житкова, «Два товарища» Л. Толстого.
тема 7 Добрые дела
Задачи
1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории "Любовь"
2. формирование потребности в социальном соответствии
3. дальнейшее развитие коммуникативных навыков
4. формирование мотивации на совершение добрых поступков.
Совместная деятельность: Чтение сказки "конёк - горбунок"П. П. Ершова - 17стр.
Самостоятельная деятельность: оформление страницы "Добрые дела" - 33стр.
Игровая деятельность: Игра инсценировка " Всегда найдется дело для умелых рук"
Тема 8. Мудрое слово
Задачи:
1. первоначальное знакомство с социокультной категорией "Мудрость"
2. развития у детей умения слушать и слышать друг друга
3. формирование потребности в социальном соответствии
4. развитие эмоциональной сферы ребенка
Совместная деятельность: чтение Никита Кожемяка - 5стр
чтение фрагментов из книг "Верность родной земле", "Радость послушания", "Добрые друзья".
Белая Уточка - 10стр.
самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома"Никита Кожемяка" - 9стр.
Прослушивание аудиозаписи «Заповеди Владимира Маномаха детям». Подборка детских книг с поучительными сказками. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».Аудиозапись «Заповеди Владимира Маномаха детям». На отдельных карточках напечатаны ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум» и пословицы народа по этим темам.
Игровая деятельность:
Речевые игры "Доскажи словечко" - Дополнение слов и фраз, пословиц и поговорок о народной мудрости. Разучивание русской народной игры «У дедушки Трифона» (вариант - «У бабушки Ларисы»).
тема 9 Мудрые люди
Задачи:
1. дальнейшее освоение социокультурной категории "мудрость"
2 воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам
3. формирование потребности в социальном соответствии
Совместная деятельность: чтение сказки «пастушья дудочка» - 17стр.
Названный отец — 22стр.
Самостоятельная деятельность: оформление альбома «Мудрые люди» - 27стр.
Тема «Когда руки не знают скуки»
1. Познакомить с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом в посиделках.
2. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев – Плешковские свистульки, Орловская керамика.
3. Формировать основы культуры быта.
4. Воспитывать интерес к народной культуре через народно – прикладное искусство, загадки, пословицы, сказки, поговорки;
Тема «Дымковские узоры»
задачи:
1. Продолжаем знакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями рисования ее элементов
2. упражнять в рисовании дымкоских узоров.
3. развивать внимание, память, чувство ритма
4. воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к своему труду
материал:
1. образцы дымковских игрушек
Тема «Знакомство с филимоновскими игрушками»
Задачи:
1. продолжаем знакомить детей с филимоновской глиняной игрушкой
2. развивать внимание, память через сравнение
3. воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа, труду мастера
материал:
1. образцы филимоновских и дымковских глиняных игрушек
Тема «Хохлома»
Задачи:
1. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством «Хохлома»
2. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
3. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Тема : «Масляные гулянья»
1. Расширить и закрепить знание детей о русском народном празднике, народной традиции – проводах зимы, угощениях блинами.
2. Формировать привычки к здоровому образу жизни.
3. Воспитывать интерес к народной культуре, используя знакомые песенки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, обычаи (угощение блинами, народные игры.
Дополнительно в ходе кружка дети совместно с родителями проводят такие праздники как:
«Яблочный Спас».
«Покров»
«Рождество»
«Масляные гулянья»
«Пасхальные гулянья»
Взаимодействие с родителями:
1. Создать уголок для родителей, где оповещать о темах занятий, размещать заметки о главных событиях и праздниках. Размещать фоторепортажи с занятий, знакомить с православными праздниками, историей их возникновения, традициями, связанными с этими праздниками, притчами и т. д.
2. Приглашать родителей на совместные занятия.
3. В ходе совместной деятельности с детьми и родителями создавать и обогащать специальную среду.
Используемая литература
1. Истоковедение. Том 11. - М. : издательский дом «Истоки», 2009. - 320с
2. Истоковедение. Том 5, издание 3-е, дополненное — М. : издательский дом «Истоки», 2007. - 208с.
3. Альбомы