Наталья Баранова
Программа краткосрочной образовательной практики по речевому развитию «Пятиэкранка». ТРИЗ технология
▼ Скачать
Технологическая карта
Краткосрочной образовательной практики
«Пятиэкранка» ТРИЗ технология,
Образовательная область : «Речевое развитие»
Публикация «Программа краткосрочной образовательной практики по речевому развитию „Пятиэкранка“, ТРИЗ технология» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Аннотация для родителей Детский возраст – период бурной речевой деятельности, поэтом игры ТРИЗ учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению и речевой активности детей.
В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы. Одним из известных методов ТРИЗ технологии, является «волшебный экран», или «пятиэкранка». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Категория детей 4-5 лет
Цель КОП Способствовать развитию речевой активности детей посредством игр ТРИЗ.
Задачи КОП Образовательные : учить определять роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
Развивающие : развивать воображение и фантазию, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к играм ТРИЗ, организованность, умение работать в группе. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Методы и приемы Наглядные: картинки, пособие «волшебный экран».
Словесные: объяснения, вопросы, указания.
Практические : дидактическая игра.
Количество
часов КОП 3 занятия
Максимальное количество
участников 8 детей
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП Дидактическая игра: «Волшебный экран» (пятиэкранка).
Предполагаемые результаты (умения, навыки, созданный продукт) Научатся определять роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
Список литературы, использованной при подготовке КОП, Интернет ресурсы Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977.
"Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С. 21-22.
Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000г. -97с.
Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М. : изд. РАО, 1994
Хоменко Н. Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к
семинару, - Минск, 1995.
Интернет-источники: https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-volshebnyj-ekran-tehnologiya-triz-4307562.html
Тематический план занятий
Задачи Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемый результат
2, 3, 4 недели Дидактическая игра: «Волшебный экран»
Образовательные : Учить детей анализировать свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем, выделяя характерные особенности через ознакомление с приёмом ТРИЗ «Пятиэкранка». Формировать способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее)
Развивающие : развивать воображение и фантазию, речь.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение работать в группе, интерес к играм ТРИЗ. Воспитатель предлагает детям рассмотреть «волшебный экран» и положить посередине картинку с изображением матрёшки. Педагог объясняет, в процессе рассматривания объекта, в какое «окошко» нужно поставить соответствующую картинку.
Дети рассматривают из чего состоит матрёшка, где её можно увидеть, чем она была в прошлом и чем может быть в будущем и выкладывают картинки на волшебном экране. Дети научатся анализировать свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем, выделяя характерные особенности.
Приложение.
Дидактическая игра «Волшебный экран» (Метод ТРИЗ «Системный оператор» (пятиэкранка).
Цель: Развитие у детей мышления и творческого воображения
Задачи: Учить детей анализировать свойства игрушки в прошлом, настоящем и будущем, выделяя характерные особенности через ознакомление с приёмом ТРИЗ «Системный оператор». Формировать способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее)
Игровое оборудование: В комплект игры входят: пособие «Волшебный экран» - пятиэкранка, картинки с изображением объектов : матрёшки, множества матрёшек, подарок, игрушки на полке, дерево.
Ход игры:
Игра проводится с подгруппой детей. Детям предлагается рассмотреть «волшебный экран» и положить посередине картинку с изображением матрёшки. Далее дети рассматривают из чего состоит матрёшка, где её можно увидеть, чем она была в прошлом и чем может быть в будущем и выкладывают картинки на волшебном экране. После того, как дети заполнят весь экран, им предлагается рассказать про матрёшку.