Лучший педагог года

Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида

Елена Шалимова
Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Публикация «Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида» размещена в разделах

Нарушения речи у большинства детей, поступающих в коррекционное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-ограниченный словарный запас;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточно сформированная связная речь (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий, пропуски и искажения смысловых звеньев);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Это связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечёткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщённое представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушения речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи - залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Методологические и теоретические основы программы.

Программа составлена опираясь на разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления

Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., базирующихся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Учитывая специфику образовательного процесса в школе VIII вида, где обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М. С Певзнер.

Программа логопедических занятий опирается на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

• гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

• системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

• рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

• реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

• деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

• индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

• системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы :

Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы :

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 2 класса школ VIII вида обучающихся по программе для коррекционных школ под редакцией В. В. Воронковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.

В структуру занятия может входить :

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Содержание программного материала

2 класс

Обследование

Звуки и буквы

Разделительный ь и ъ знак

Ударение

Дифференциация звонких и глухих согласных

Дифференциация шипящих и свистящих согласных

Дифференциация согласных

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действия предметов

Работа с предлогами

Предложение

Текст

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Обследование

Ожидаемые результаты

(основные требования к знаниям, умениям и навыкам)

-сознательно, плавно, правильно читать слова по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами без искажения звукового состава слов после их отработки под руководством учителя;

-закреплять умения различать при чтении сходные по звучанию и артикуляции звуки;

-уметь анализировать слова по звуковому составу и составлять их из букв и слогов;

-читать с соответствующей интонацией;

-уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием картин, иллюстраций к тексту;

-выборочно читать, находить в тексте по требованию учителя предложений, имён детей, кличек животных, слов с определённой буквой в начале, середине или конце слова;

-устно пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;

-разучивать короткие стихотворения по книге и отчётливо читать их перед классом;

-писать строчные и прописные буквы, соединять их в слова;

-выполнять с помощью учителя письменные упражнения по учебнику в соответствии с заданием;

-списывать рукописный и печатный текст целыми словами;

-писать под диктовку простые предложения, состоящие из слов, написание которых не расходится с произношением;

-списывать слова со вставлением пропущенных букв;

-списывать предложения, вставляя в них пропущенные слова в соответствии с данными картинками;

- выписывать слова, начинающиеся с определённой буквы, определённого слога и пр. ;

-составлять под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов-подписей пол предметными рисунками и их запись;

-составлять и записывать предложения из трёх-четырёх данных вразбивку слов;

-записывать короткие предложения, составленные с учителем в связи с чтением, работой по картинкам.

Iчетверть

Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата

Обследование 2

1. Обследование устной речи. 1 Выявить степень сформированности развёрнутого самостоятельного высказывания. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».

2. Обследование письменной речи. 1 Выявить наличие нарушений письма. Диктант.

Звуки и буквы 10

3. Звуки и буквы. Соотнесение звуков и букв. Различение звуков и букв. 1 Формирование умения соотносить звук с буквой. Звуко-буквенный анализ слов.

4. Гласные звуки и буквы, их обозначение. 1 Познакомить учащихся с образованием гласных 1-го ряда, закрепить навык выделения гласных звуков в словах. Игры «Доскажи словечко», «Кто внимательный?».

5. Изучение гласных звуков и букв а, о, у. Выделение в словах. 1 Изучение артикуляции звуков, установление сходства и различия звуков, соотнесение с буквой. Дидактическая игра «Кто внимательный?».

6. Звук и буква э, ы, и. Выделение в словах. 1 Формирование умения чётко произносить гласные звуки и выделять их из слова, подбирать слова на заданный звук. Деление слов на слоги. Составление рассказа.

7. Звук и буква е, ю, я. Выделение в словах. 1 Формирование умения чётко произносить гласные звуки и выделять их из слова, подбирать слова на заданный звук. Звуковой анализ слов. Соотнесение слов со схемами.

8. Дифференциация и-ы. 1 Формирование умения дифференцировать гласные звуки [и]- [ы ] устно и письменно. Выделение заданного звука в словах.

Чтение предложений с интонацией.

9. Выделение гласных звуков в начале, середине, конце слова. 1 Развитие фонематического слуха, упражнение в умении выделять заданный звук. Звуко-буквенный анализ слов.

«Эхо» (пропевание гласных) тихо-громко, далеко-близко.

10. Согласные звуки и буквы. Их обозначение. 1 Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. Упражнения на дифференциацию понятий звук и буква.

11. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я. 1 Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Придумывание слов с заданным звуком.

Игра «Доскажи словечко».

12. Слова с буквами и-й. 1 Формирование умения различать данные звуки на слух и в произношении. Составление предложений по опорным словам.

Разделительный ь и ъ знак 2

13. Разделительный ь. Написание слов с разделительным ь. 1 Сформировать понятие о букве не обозначающей звука. Составление предложений по опорным словам. Составление схем предложений.

14. Разделительный ъ. Написание слов с разделительным ъ. 1 Сформировать понятие о букве не обозначающей звука. Составление предложений по опорным словам.

Ударение 4

15. Ударный слог. Постановка ударения. 1 Формирование умения определять ударный слог. Выделение на слух ударного слога.

Отстукивание ритма слова. Запись ударного гласного.

16. Ударные и безударные гласные. 1 Формирование умения выделять ударные и безударные гласные. Упражнения на выделение ударных и безударных гласных.

17. Ударные и безударные гласные, их различение в двусложных словах. 1 Формирование умения выделять ударные и безударные гласные. Выделение ударного слога. Деление слов на слоги.

18. Деление слов на слоги, постановка ударения.

1 Формирование умения определять слоги по количеству гласных. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам.

II четверть

Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата

Дифференциация звонких и глухих согласных 6

1. Дифференциация согласных б-п. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Определение места буквы в слове.

Графический диктант.

Работа по карточкам.

2. Дифференциация согласных в-ф.

1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Составление предложений по опорным словам.

Звуковое домино. Разучивание чистоговорок.

3. Дифференциация согласных д-т. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Работа с предметными картинками.

Письмо слов с проговариванием.

4. Дифференциация согласных ж-ш. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Нахождение картинок с заданным звуком. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Беседа по рассказу.

5. Дифференциация согласных з-с. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Выделение слов с заданным звуком из текста.

«Скажи наоборот».

6. Дифференциация согласных г-к. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Сравнение пар слов по звучанию и смыслу.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Повторение чистоговорок.

Дифференциация свистящих и шипящих согласных 3

7. Дифференциация согласных с-ш. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Выделение первого звука в слове.

Определение заданного звука в слове.

8. Дифференциация согласных з-ж. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Сравнительная характеристика звуков.

Игра «Доскажи словечко». Составление предложений по картинке.

9. Дифференциация согласных с-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении Составление рассказа по сюжетной картинке.

Беседа по рассказу.

Дифференциация сонорных согласных 1

10. Дифференциация согласных р-л. 1 Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. Заканчивание слов, добавлением нужного слога. Называние картинок с выделением голосом нужного слога.

Дифференциация согласных 3

11. Дифференциация согласных с-ц. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Заканчивание слов нужным звуком.

Пересказ рассказа.

12. Дифференциация согласных ч-ц, ч-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Выделение заданного звука. Составление слов из слогов. Повторение чистоговорок.

Образование притяжательных прилагательных.

13. Дифференциация согласных ш-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Уточнение артикуляции звуков.

Графический диктант. Слуховой диктант.

Слова, обозначающие предметы 3

14. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. 1 Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?». Подготовка к овладению диалогической речью. Упражнение в постановке вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

Игра «Живые - неживые». Упражнение на соотнесение предмета и слова, выделение слова в речевом потоке.

15. Слова, обозначающие один и много предметов. 1 Учить образовывать множественное число имени существительного. Картинный диктант.

Игра «Один - много». Комментируемое письмо предложений.

16. Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. 1 Закрепить умение различать слова по их родовым категориям. Упражнения на сравнение разных групп предметов. Дидактическая игра на классификацию.

Игра «Дай три названия».

Слова, обозначающие действия предметов 2

17. Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы к словам, обозначающим действия предметов. 1 Обогащение глагольного словаря. Формирование умения подбирать слова-действия к словам-предметам, задавать вопросы словам-действиям, находить их с помощью вопросов. Игра «Четвёртое лишнее».

18. Различение предметов по их действиям. 1 Учить различать предметы по их действиям и группировать по признаку их однородности. Составление предложений. Игры «Что изменилось?», «Какой предмет лишний?».

III четверть

Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата

Работа с предлогами 11

1. Предлог, как отдельное слова. Отдельное написание предлогов от других слов. 1 Познакомить детей с предлогами, дать понятие о предлоге как части речи. Составление схем предложений.

2. Применение предлогов в речи. 1 Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. Составление рассказа по серии картинок.

3. Предложения с предлогом в. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление предложений по демонстрируемому действию.

4. Предложения с предлогом из. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Сравнение предметов по их различным или сходным качествам.

5. Предложения с предлогом на. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.

6. Предложения с предлогом у. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.

7. Предложения с предлогом с. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Объединение пар слов с помощью предлогов.

8. Предложения с предлогом над. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Упражнение «Исправь ошибку».

Объединение пар слов с помощью предлогов.

9. Предложения с предлогом под. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.

10. Предложения с предлогом к. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.

11. Предложения с предлогом от. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.

Предложение 5

12. Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. 1 Формирование умения правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять предложения из текста. Согласование слов в предложении.

Связь предложений в тексте.

13. Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. 1 Формирование умения распространять простое двусоставное предложение. Вставь пропущенное слово.

Составление рассказа «Однажды зимой».

14. Составление предложений из слов, данных в нужной форме в разбивку. 1 Формирование умения составлять грамматически верное предложение. Упражнения на восстановление порядка слов.

Выбор правильного предложения.

15. Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. 1 Закрепление умения определять границы предложения. Составление схемы предложения.

16. Составление предложений по картинкам по теме. 1 Связь слов в предложении. Упражнения в установлении последовательности событий по серии сюжетных картинок.

Сказка В. Сутеева «Под грибом».

Текст 4

17. Ознакомление с признаками текста. 1 Формирование умения отличать текст от группы предложений. Озаглавливание текста.

18. Восстановление деформированного текста. 1 Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте. Работа с памяткой «Признаки текста».

Описание птицы по алгоритму.

19. Пересказ текста по вопросам. 1 Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. Деление текста на части.

Выделение главного в каждой части.

Озаглавливание частей текста.

20. Составление рассказа по серии картинок. 1 Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке.

IVчетверть

Название темы К-во часов Задачи Дата

Повторение пройденного 12

1. Гласные и согласные звуки и буквы. 1 Закреплять умение различать гласные и согласные звуки на слух, в произношении, на письме. Выделение лишнего звука.

Отгадывание загадок.

2. Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, ю, я для обозначения мягкости согласных. 1 Закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные на слух, в произношении, на письме. Составление предложений.

Звуко-буквенный анализ.

3. Слова, обозначающие предметы и действия. 1 Различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности. Работа над рисунком.

Запись букв в тетрадь.

4. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 1 Закрепить понятие имя собственное, правильно писать имена собственные. Составление и запись предложений.

Выделение главных членов предложения.

5. Отдельное написание предлогов со словами. Подбор предложений из текста к сюжетным картинкам. 1 Закреплять правописание предлогов со словами. Подбирать предложения к схемам. Работа с текстом.

6. Звонкие и глухие согласные. 1 Закрепить умение различать звуки на слух, в произношении, выделять заданный звук. Различение изолированных звуков по твёрдости-глухости.

Игра «Наоборот».

7. Разделительный ъ и ь знак. 1 Закрепить понятие о букве, не обозначающей звука. Загадки.

Игра «Доскажи словечко».

8. Ударение. Деление слова на слоги. Перенос слова. 1 Закреплять умение выделять ударный слог, делить слова на слоги, правильно переносить слова. Упражнение в нахождении ударного слога.

Фонетические головоломки.

9. Предложение. 1 Закреплять умение выделять законченную мысль. Работа с деформированным предложением.

Игра «Кому что досталось?».

10. Дополнение простых предложений. 1 Упражнять учащихся в распространении предложений. Составление предложения по опорным словам.

Составление схем предложений.

11. Работа с деформированным текстом. 1 Закреплять умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Составление рассказа из деформированных предложений.

12. Составление предложений на предложенную тематику. 1 Упражнять в грамматически правильном построении предложений. Отгадывание загадок.

Составление рассказа «Однажды весной».

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство 3

13. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство п-т. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Конструирование букв из элементов.

Графический диктант.

Игра «Что лишнее?».

14. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство б-д, в-д. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Отгадывание загадок.

Зрительный анализ букв.

15. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство о-у. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Разгадывание ребусов.

Добавление пропущенных букв.

Игра «Что лишнее».

Обследование 3

16. Диктант. 1 Закрепление умения применять полученные знания на практике. Диктант.

17. Фронтальное обследование. 1 Выявление уровня правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных знаний. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».

18. Фронтальное обследование. 1 Выявление уровня правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных знаний. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».

Публикации по теме:

Пособия для логопедических занятий на речевой выдохПособия для логопедических занятий на речевой выдох У нас в саду проходит конкурс на лучшее логопедическое пособие по формированию выдоха. Некоторые взрослые не могут правильно выдуть струю.

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми второго года обучения на сентябрь 2015–2016 учебного года Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения Месяц сентябрь_ 2015 – 2016 учебный год, тифлопедагог Белоусова.

Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки Пояснительная записка Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе. Время занятия – 20-30.

Логозеркала для индивидуальных логопедических занятийЛогозеркала для индивидуальных логопедических занятий Сделать занятие с детьми интересным, развлекательным, эффективным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые.

Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.

Программа коррекционных занятий по арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста № Тема занятий Кол-во часов 1 «Искусство рисования» 30 мин 2 «Мое настроение» 30 мин 3 «Межличностные отношения в группе» 30 мин 4 «Моя.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 1) Часть 2 Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 2) Часть 1 7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» № Название темы Цель.

Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида Серия этических занятий «Школа вежливости» для детей с нарушением слуха. Актуальность. Особенности нравственного воспитания детей с нарушением.

Театрализованная деятельность в системе логопедических занятий Нарушение речевого развития, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматривается прежде всего как нарушение общения. И невозможно переоценить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 22:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шалимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД