Елена Шалимова
Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Публикация «Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Нарушения речи у большинства детей, поступающих в коррекционное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-ограниченный словарный запас;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточно сформированная связная речь (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий, пропуски и искажения смысловых звеньев);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Это связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечёткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщённое представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушения речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи - залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы.
Программа составлена опираясь на разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления
Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., базирующихся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса в школе VIII вида, где обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М. С Певзнер.
Программа логопедических занятий опирается на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
• гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
• системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
• рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
• реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
• деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
• индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
• системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цель программы :
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы :
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 2 класса школ VIII вида обучающихся по программе для коррекционных школ под редакцией В. В. Воронковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.
В структуру занятия может входить :
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание программного материала
2 класс
Обследование
Звуки и буквы
Разделительный ь и ъ знак
Ударение
Дифференциация звонких и глухих согласных
Дифференциация шипящих и свистящих согласных
Дифференциация согласных
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие действия предметов
Работа с предлогами
Предложение
Текст
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Обследование
Ожидаемые результаты
(основные требования к знаниям, умениям и навыкам)
-сознательно, плавно, правильно читать слова по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами без искажения звукового состава слов после их отработки под руководством учителя;
-закреплять умения различать при чтении сходные по звучанию и артикуляции звуки;
-уметь анализировать слова по звуковому составу и составлять их из букв и слогов;
-читать с соответствующей интонацией;
-уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием картин, иллюстраций к тексту;
-выборочно читать, находить в тексте по требованию учителя предложений, имён детей, кличек животных, слов с определённой буквой в начале, середине или конце слова;
-устно пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;
-разучивать короткие стихотворения по книге и отчётливо читать их перед классом;
-писать строчные и прописные буквы, соединять их в слова;
-выполнять с помощью учителя письменные упражнения по учебнику в соответствии с заданием;
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
-писать под диктовку простые предложения, состоящие из слов, написание которых не расходится с произношением;
-списывать слова со вставлением пропущенных букв;
-списывать предложения, вставляя в них пропущенные слова в соответствии с данными картинками;
- выписывать слова, начинающиеся с определённой буквы, определённого слога и пр. ;
-составлять под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов-подписей пол предметными рисунками и их запись;
-составлять и записывать предложения из трёх-четырёх данных вразбивку слов;
-записывать короткие предложения, составленные с учителем в связи с чтением, работой по картинкам.
Iчетверть
Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата
Обследование 2
1. Обследование устной речи. 1 Выявить степень сформированности развёрнутого самостоятельного высказывания. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».
2. Обследование письменной речи. 1 Выявить наличие нарушений письма. Диктант.
Звуки и буквы 10
3. Звуки и буквы. Соотнесение звуков и букв. Различение звуков и букв. 1 Формирование умения соотносить звук с буквой. Звуко-буквенный анализ слов.
4. Гласные звуки и буквы, их обозначение. 1 Познакомить учащихся с образованием гласных 1-го ряда, закрепить навык выделения гласных звуков в словах. Игры «Доскажи словечко», «Кто внимательный?».
5. Изучение гласных звуков и букв а, о, у. Выделение в словах. 1 Изучение артикуляции звуков, установление сходства и различия звуков, соотнесение с буквой. Дидактическая игра «Кто внимательный?».
6. Звук и буква э, ы, и. Выделение в словах. 1 Формирование умения чётко произносить гласные звуки и выделять их из слова, подбирать слова на заданный звук. Деление слов на слоги. Составление рассказа.
7. Звук и буква е, ю, я. Выделение в словах. 1 Формирование умения чётко произносить гласные звуки и выделять их из слова, подбирать слова на заданный звук. Звуковой анализ слов. Соотнесение слов со схемами.
8. Дифференциация и-ы. 1 Формирование умения дифференцировать гласные звуки [и]- [ы ] устно и письменно. Выделение заданного звука в словах.
Чтение предложений с интонацией.
9. Выделение гласных звуков в начале, середине, конце слова. 1 Развитие фонематического слуха, упражнение в умении выделять заданный звук. Звуко-буквенный анализ слов.
«Эхо» (пропевание гласных) тихо-громко, далеко-близко.
10. Согласные звуки и буквы. Их обозначение. 1 Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. Упражнения на дифференциацию понятий звук и буква.
11. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я. 1 Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Придумывание слов с заданным звуком.
Игра «Доскажи словечко».
12. Слова с буквами и-й. 1 Формирование умения различать данные звуки на слух и в произношении. Составление предложений по опорным словам.
Разделительный ь и ъ знак 2
13. Разделительный ь. Написание слов с разделительным ь. 1 Сформировать понятие о букве не обозначающей звука. Составление предложений по опорным словам. Составление схем предложений.
14. Разделительный ъ. Написание слов с разделительным ъ. 1 Сформировать понятие о букве не обозначающей звука. Составление предложений по опорным словам.
Ударение 4
15. Ударный слог. Постановка ударения. 1 Формирование умения определять ударный слог. Выделение на слух ударного слога.
Отстукивание ритма слова. Запись ударного гласного.
16. Ударные и безударные гласные. 1 Формирование умения выделять ударные и безударные гласные. Упражнения на выделение ударных и безударных гласных.
17. Ударные и безударные гласные, их различение в двусложных словах. 1 Формирование умения выделять ударные и безударные гласные. Выделение ударного слога. Деление слов на слоги.
18. Деление слов на слоги, постановка ударения.
1 Формирование умения определять слоги по количеству гласных. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам.
II четверть
Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата
Дифференциация звонких и глухих согласных 6
1. Дифференциация согласных б-п. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Определение места буквы в слове.
Графический диктант.
Работа по карточкам.
2. Дифференциация согласных в-ф.
1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Составление предложений по опорным словам.
Звуковое домино. Разучивание чистоговорок.
3. Дифференциация согласных д-т. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Работа с предметными картинками.
Письмо слов с проговариванием.
4. Дифференциация согласных ж-ш. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Нахождение картинок с заданным звуком. Составление предложений по сюжетным картинкам.
Беседа по рассказу.
5. Дифференциация согласных з-с. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Выделение слов с заданным звуком из текста.
«Скажи наоборот».
6. Дифференциация согласных г-к. 1 Формирование умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в произношении, на письме. Сравнение пар слов по звучанию и смыслу.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Повторение чистоговорок.
Дифференциация свистящих и шипящих согласных 3
7. Дифференциация согласных с-ш. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Выделение первого звука в слове.
Определение заданного звука в слове.
8. Дифференциация согласных з-ж. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Сравнительная характеристика звуков.
Игра «Доскажи словечко». Составление предложений по картинке.
9. Дифференциация согласных с-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении Составление рассказа по сюжетной картинке.
Беседа по рассказу.
Дифференциация сонорных согласных 1
10. Дифференциация согласных р-л. 1 Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. Заканчивание слов, добавлением нужного слога. Называние картинок с выделением голосом нужного слога.
Дифференциация согласных 3
11. Дифференциация согласных с-ц. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Заканчивание слов нужным звуком.
Пересказ рассказа.
12. Дифференциация согласных ч-ц, ч-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Выделение заданного звука. Составление слов из слогов. Повторение чистоговорок.
Образование притяжательных прилагательных.
13. Дифференциация согласных ш-щ. 1 Формирование умения различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. Уточнение артикуляции звуков.
Графический диктант. Слуховой диктант.
Слова, обозначающие предметы 3
14. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. 1 Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?». Подготовка к овладению диалогической речью. Упражнение в постановке вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.
Игра «Живые - неживые». Упражнение на соотнесение предмета и слова, выделение слова в речевом потоке.
15. Слова, обозначающие один и много предметов. 1 Учить образовывать множественное число имени существительного. Картинный диктант.
Игра «Один - много». Комментируемое письмо предложений.
16. Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. 1 Закрепить умение различать слова по их родовым категориям. Упражнения на сравнение разных групп предметов. Дидактическая игра на классификацию.
Игра «Дай три названия».
Слова, обозначающие действия предметов 2
17. Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы к словам, обозначающим действия предметов. 1 Обогащение глагольного словаря. Формирование умения подбирать слова-действия к словам-предметам, задавать вопросы словам-действиям, находить их с помощью вопросов. Игра «Четвёртое лишнее».
18. Различение предметов по их действиям. 1 Учить различать предметы по их действиям и группировать по признаку их однородности. Составление предложений. Игры «Что изменилось?», «Какой предмет лишний?».
III четверть
Название темы К-во часов Задачи Виды работ Дата
Работа с предлогами 11
1. Предлог, как отдельное слова. Отдельное написание предлогов от других слов. 1 Познакомить детей с предлогами, дать понятие о предлоге как части речи. Составление схем предложений.
2. Применение предлогов в речи. 1 Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. Составление рассказа по серии картинок.
3. Предложения с предлогом в. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление предложений по демонстрируемому действию.
4. Предложения с предлогом из. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Сравнение предметов по их различным или сходным качествам.
5. Предложения с предлогом на. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.
6. Предложения с предлогом у. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.
7. Предложения с предлогом с. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Объединение пар слов с помощью предлогов.
8. Предложения с предлогом над. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Упражнение «Исправь ошибку».
Объединение пар слов с помощью предлогов.
9. Предложения с предлогом под. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.
10. Предложения с предлогом к. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.
11. Предложения с предлогом от. 1 Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. Составление и распространение предложений.
Предложение 5
12. Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. 1 Формирование умения правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять предложения из текста. Согласование слов в предложении.
Связь предложений в тексте.
13. Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. 1 Формирование умения распространять простое двусоставное предложение. Вставь пропущенное слово.
Составление рассказа «Однажды зимой».
14. Составление предложений из слов, данных в нужной форме в разбивку. 1 Формирование умения составлять грамматически верное предложение. Упражнения на восстановление порядка слов.
Выбор правильного предложения.
15. Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. 1 Закрепление умения определять границы предложения. Составление схемы предложения.
16. Составление предложений по картинкам по теме. 1 Связь слов в предложении. Упражнения в установлении последовательности событий по серии сюжетных картинок.
Сказка В. Сутеева «Под грибом».
Текст 4
17. Ознакомление с признаками текста. 1 Формирование умения отличать текст от группы предложений. Озаглавливание текста.
18. Восстановление деформированного текста. 1 Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте. Работа с памяткой «Признаки текста».
Описание птицы по алгоритму.
19. Пересказ текста по вопросам. 1 Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. Деление текста на части.
Выделение главного в каждой части.
Озаглавливание частей текста.
20. Составление рассказа по серии картинок. 1 Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке.
IVчетверть
Название темы К-во часов Задачи Дата
Повторение пройденного 12
1. Гласные и согласные звуки и буквы. 1 Закреплять умение различать гласные и согласные звуки на слух, в произношении, на письме. Выделение лишнего звука.
Отгадывание загадок.
2. Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, ю, я для обозначения мягкости согласных. 1 Закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные на слух, в произношении, на письме. Составление предложений.
Звуко-буквенный анализ.
3. Слова, обозначающие предметы и действия. 1 Различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности. Работа над рисунком.
Запись букв в тетрадь.
4. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 1 Закрепить понятие имя собственное, правильно писать имена собственные. Составление и запись предложений.
Выделение главных членов предложения.
5. Отдельное написание предлогов со словами. Подбор предложений из текста к сюжетным картинкам. 1 Закреплять правописание предлогов со словами. Подбирать предложения к схемам. Работа с текстом.
6. Звонкие и глухие согласные. 1 Закрепить умение различать звуки на слух, в произношении, выделять заданный звук. Различение изолированных звуков по твёрдости-глухости.
Игра «Наоборот».
7. Разделительный ъ и ь знак. 1 Закрепить понятие о букве, не обозначающей звука. Загадки.
Игра «Доскажи словечко».
8. Ударение. Деление слова на слоги. Перенос слова. 1 Закреплять умение выделять ударный слог, делить слова на слоги, правильно переносить слова. Упражнение в нахождении ударного слога.
Фонетические головоломки.
9. Предложение. 1 Закреплять умение выделять законченную мысль. Работа с деформированным предложением.
Игра «Кому что досталось?».
10. Дополнение простых предложений. 1 Упражнять учащихся в распространении предложений. Составление предложения по опорным словам.
Составление схем предложений.
11. Работа с деформированным текстом. 1 Закреплять умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Составление рассказа из деформированных предложений.
12. Составление предложений на предложенную тематику. 1 Упражнять в грамматически правильном построении предложений. Отгадывание загадок.
Составление рассказа «Однажды весной».
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство 3
13. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство п-т. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Конструирование букв из элементов.
Графический диктант.
Игра «Что лишнее?».
14. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство б-д, в-д. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Отгадывание загадок.
Зрительный анализ букв.
15. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство о-у. 1 Закрепить умение дифференцировать буквы, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях. Разгадывание ребусов.
Добавление пропущенных букв.
Игра «Что лишнее».
Обследование 3
16. Диктант. 1 Закрепление умения применять полученные знания на практике. Диктант.
17. Фронтальное обследование. 1 Выявление уровня правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных знаний. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».
18. Фронтальное обследование. 1 Выявление уровня правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных знаний. Задания из методического пособия Т. А. Фотековой «Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников».