Ирина Козлова
Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида
▼ Скачать + Заказать документы
Серия этических занятий
«Школа вежливости»
для детей с нарушением слуха.
Актуальность.
Особенности нравственного воспитания детей с нарушением слуха определяются своеобразием их психофизического развития. Основным фактором нравственного воспитания является деятелъность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, так как в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объёктами, и нравственность данных отношений проявляется в его поведении.
Публикация «Серия этических занятий на тему „Школа вежливости“ для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Коррекционная школа 1-2 вида. (I-II вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в нравственном воспитании играет школа. Поэтому перед ней, как учреждением, осуществляющим целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие, встают задачи формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания.
Сущность воспитательного процесса не сводится только к пониманию и знанию, главное — практическое усвоение норм культуры общественных отношений, поведения на основе мотивов и деятельности воспитанника. В связи с этим мною была подготовлена и проведена серия этических занятий на тему «Школа вежливости». Занятия включают в себя не только беседы о нравственном поведении обучающихся, значении вежливых слов, но и большое разнообразие сценок-миниатюр, в которых участвовали сами дети. Этические занятия проходили с большим интересом для ребят!
Этическое занятие
на тему:
«Вежливые слова» (часть 1)
Цели:
- формирование знаний и навыков культурного поведения;
- учить вежливому обращению друг к другу;
- развитие устной речи учащихся с помощью диалога;
- воспитание этических качеств личности.
Словарь: вежливые слова, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи.
Оборудование: наборное полотно, таблички со словарем, сюжетные картинки о вежливости; для сценки – парта, два стула, учебные принадлежности.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте! Сегодня наша линейка называется «Школа вежливости». Мы будем говорить вежливые слова. Кто знает вежливые слова?
Дети перечисляют известные им вежливые слова. Открывается табличка «Доброе утро».
- Ребята, когда нужно говорить «Доброе утро»? Утром вы просыпаетесь и говорите эти слова своим родным дома – маме, папе (дети дополняют: бабушке, дедушке, брату, сестре). В школе вы говорите «Доброе утро» кому?
Дети:
- Учителям, воспитателям, товарищам.
Воспитатель:
- Правильно! А днем какие вежливые слова вы говорите?
- Добрый день!
- А вечером что нужно сказать?
- Добрый вечер!
- Молодцы, ребята! А как эти приветствия можно сказать по-другому?
- Здравствуйте! – отвечают дети.
Воспитатель:
- Ребята, а вечером в спальне вы ложитесь спать и что говорите друг другу, воспитателям (если дома – родителям?
Дети говорят: «Спокойной ночи!»
Воспитатель:
- А когда вы уходите из школы, из дома и прощаетесь, какие вежливые слова говорите?
- До свидания!- отвечают дети.
Воспитатель:
- Такие слова благодарности как «спасибо» и «пожалуйста» нужно говорить чаще всего друг другу. Давайте посмотрим сценку о том, как важны эти слова.
Сценка:
Участники: дети Коля и Аня.
Идет урок рисования. Коля и Аня рисуют простыми карандашами. Вдруг у Коли сломался карандаш. Он обратился к Ане:
- Дай мне точилку! Я хочу починить карандаш!
- Нет, я не дам точилку тебе!- строго ответили девочка.
Сценка прерывается. Детям задается вопрос:
- Ребята, почему Аня не дала точилку Коле?
Дети высказывают свое мнение:
- Потому что жадная…
- Потому что Коля не сказал «пожалуйста»! Нужно попросить вежливо: «Аня, дай мне, ПОЖАЛУЙСТА, точилку!
Сценка заканчивается вежливой просьбой Коли к девочке.
Воспитатель:
-Вот сейчас Коля был вежливым, и Аня с радостью отдала ему нужную точилку! Вежливые слова нужно говорить всегда и всем: когда просишь, когда приветствуешь, когда прощаешься или извиняешься.
Давайте еще раз повторим их и запомним!
Дети читают вежливые слова на наборном полотне.
Воспитатель:
- Наше занятие окончено! До свидания!
Этическое занятие
на тему:
«Вежливое обращение ко взрослым и сверстникам» (часть 2)
Цели:
- формирование навыков культурного поведения;
- повторение и закрепление приобретенных навыков вежливого обращения;
- расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
- осуществление работы над правильным произношением окончаний;
- воспитание нравственности обучающихся.
Словарь: здравствуй (те, привет, пока, вежливый, не вежливый.
Оборудование: наборное полотно, таблички со словами.
Ход занятия:
На наборное полотно воспитатель ставит табличку со словом «здравствуйте».
- Какое это слово?
Дети отвечают:
- Это вежливое слово.
Воспитатель:
- А какие вежливые слова вы еще знаете?
Дети перечисляют:
- Доброе утро (день, вечер, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините и т. д. (перечисляемые слова вставляются в наборное полотно).
Воспитатель:
- Молодцы! Сегодня мы снова будем говорить о вежливости, отвечать на вопросы, смотреть сценку.
- Дети, а вы знаете как нужно правильно разговаривать со старшими? Взрослым людям мы говорим «Вы», а друзьям, одноклассникам – «ты».
- Как вы здороваетесь со взрослыми?
Дети отвечают: «- Здравствуйте!»
Воспитатель:
- А вот как здороваются дети – посмотрим!
Навстречу друг другу выходят две девочки:
- Здравствуй!- поздоровалась одна.
- Привет! – поздоровалась другая.
Детям задается вопрос:
- Правильно ли поздоровались девочки?
-Да, можно приветствовать и «здравствуй», и «привет».
Воспитатель:
- А кому вы говорите «До свидания!» ?
Дети отвечают: «- Учителям, гостям, взрослым людям».
- А кому - «Пока» ?
- Другу, однокласснику.
Воспитатель:
- Можно ли сказать учителю «пока» ?
Дети: «- Нет! Это грубо, не вежливо!»
Воспитатель:
- Например, в столовой как вы просите хлеб у поваров?
- «Дайте, пожалуйста, хлеб!»- ответы детей.
- А если товарища просите дать вам кусочек хлеба?
- «Дай_ мне, пожалуйста, хлеб!»
Воспитатель:
- И не забывайте всегда говорить «пожалуйста» и «спасибо»!
- А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Кто вежливый?»
Сценка:
Участники: Учитель, три ученика.
Учительница входит в класс. Кто-то из детей пробегает вперёд, не пропуская учителя. И тут один ученик останавливается, и предложил учителю пройти вперед в класс:
- Проходите, пожалуйста!
- Спасибо! – благодарит учительница.
Тут же к классу подходит девочка.
- Таня, проходи, пожалуйста!- пропускает вежливый ученик девочку.
- Спасибо! – отвечает Таня.
Самым последним входит в класс вежливый мальчик. Сценка закончилась.
Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите кто вежливый, а кто – не вежлив?
Дети отвечают:
- Вежливый – мальчик Денис, потому что пропустил учителя и девочку вперед.
- Верно, молодцы!
Итог занятия. Вопросы:
-Что мы делали на занятии? Вам понравилось занятие? Почему?
Дети отвечают на вопросы.
-Занятие окончено. До встречи!
Этическое занятие
на тему:
«Вежливое отношение мальчиков к девочкам»
(часть 3)
Цели:
- закрепление навыков культурного поведения;
- расширение и обогащение словарного запаса детей;
- развитие устной речи учащихся с помощью диалогов.
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Словарь: быть внимательным, подать пальто, пропустить вперед, уступить место, слабее, помогать, защищать, благодарить.
Оборудование: наборное полотно, таблички со словами; для сценок- пальто девочки, несколько стульев, портфель, сумки, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте! Как называется наше занятие?
Дети: -Наше занятие называется «Школа вежливости».
- Верно! Что мы будем делать на занятии?
- Мы будем учиться вежливости, говорить вежливые слова, отвечать на вопросы, смотреть, показывать сценки. (Отвечают дети, ориентируясь на таблички на наборном полотне).
Воспитатель: -Ребята, все вы знаете, что в школе учатся и мальчики, и девочки. Как ведут себя мальчики? Какие они?
Дети: - Они смелые, сильные…
- А девочки?
- Девочки слабее мальчиков.
- Правильно! Поэтому мальчики должны быть внимательны к девочкам, помогать им и защищать.
В наборное полотно ставится табличка с данной фразой.
Воспитатель: - Наши ребята подготовили несколько сценок. Посмотрите, пожалуйста, как правильно нужно вести себя с девочками.
Сценка:
Во всех сценках-миниатюрах участвуют обучающиеся.
Дети одеваются на прогулку. Мальчик оделся сам и помогает девочке надеть пальто:
- Я помогу тебе надеть пальто!
- Спасибо, Саша! – отвечает девочка.
Воспитатель: - Правильно сделал Саша?
Дети: -Да, правильно, хорошо!
Воспитатель: -Также мальчики должны пропустить девочку вперед себя в дверях. Посмотрите как!
Сценка:
Ученики входят в класс. Вежливый мальчик сначала пропускает вперёд девочку:
- Наташа, Проходи, пожалуйста в класс!
- Спасибо, Коля!
Воспитатель: - Девочки всегда благодарят мальчиков за внимание, говорят «Спасибо». А сейчас посмотрите, как нужно вести себя в транспорте, кинотеатре.
Сценка:
Двое мальчиков едут в автобусе. На одной остановке входит девочка и становится рядом с сиденьем, где сидит мальчик Серёжа. Он покосился на девочку и тихо сказал: «Я сам хочу посидеть». Девочка прошла немного вперёд и тут один из мальчиков встал с сиденья и предложил ей присесть: «Садись, пожалуйста!» Девочка поблагодарила его и села на уступленное место.
Воспитатель: -Ребята, кто поступил правильно в этой сценке?
Дети: -Денис.
- Почему?
- Потому что он уступил место девочке, он вежливый.
- А кто вел себя не вежливо? Почему?
- Серёжа! Потому что он не хотел уступить место в автобусе.
- Верно! Подумайте, ребята, кто помогает девочкам нести тяжелые вещи? Почему?
- Помогают мальчики, потому что они сильнее девочек.
Сценка:
Наташа идет из школы. У неё большой и тяжелый портфель. К ней подходит Рома и предлагает свою помощь: «Наташа, давай я помогу тебе нести портфель!» Девочка приняла его услугу, говорит «Спасибо!»
Воспитатель: -А бывает и так, что девочек обижают. И, конечно же, мальчики должны защитить девочек от обидчика.
Сценка:
Кристина играет с мячом. Подбегает Толя и отбирает мяч у девочки. Она начинает плакать. И тут к ней подходит Ваня, жалеет её. Затем решительно идет к грубияну Толе и говорит: «Нельзя обижать девочек! Кристина слабее, её тебе легко обидеть! Отдай мяч и попроси прощения!». Толя нехотя отдаёт мяч девочке и извиняется: «Извини, Кристина! Я не буду обижать тебя.»
Кристина прощает Толю и дети начинают играть в мяч вместе.
Воспитатель: -Дети подружились! Вот как важно делать смелые поступки и говорить друг другу вежливые слова!
Подводятся итоги
Воспитатель: -Что мы делали сегодня на занятии?
Дети: -Мы учились вежливости, говорили вежливые слова, смотрели сценки, отвечали на вопросы.
- Ребята, давайте ещё раз повторим, как должны вести себя мальчики.
Дети по очереди выходят к наборному полотну и читают :
- Мальчики должны быть внимательны к девочкам;
- Уметь подать пальто;
- Пропустить вперёд себя в дверях;
- Уступить место в автобусе;
- Помочь девочкам нести тяжелые вещи;
- Защитить,если кто-то обижает девочку.
Воспитатель: -Вам понравилось занятие? Почему?
Дети: -Понравились сценки, было интересно.
- Занятие окончено! До свидания!