Получи документы

Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида

Ирина Козлова
Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида
▼ Скачать + Заказать документы

Серия этических занятий

«Школа вежливости»

для детей с нарушением слуха.

Актуальность.

Особенности нравственного воспитания детей с нарушением слуха определяются своеобразием их психофизического развития. Основным фактором нравственного воспитания является деятелъность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, так как в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объёктами, и нравственность данных отношений проявляется в его поведении.

Публикация «Серия этических занятий на тему „Школа вежливости“ для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида» размещена в разделах

В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в нравственном воспитании играет школа. Поэтому перед ней, как учреждением, осуществляющим целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие, встают задачи формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания.

Сущность воспитательного процесса не сводится только к пониманию и знанию, главное — практическое усвоение норм культуры общественных отношений, поведения на основе мотивов и деятельности воспитанника. В связи с этим мною была подготовлена и проведена серия этических занятий на тему «Школа вежливости». Занятия включают в себя не только беседы о нравственном поведении обучающихся, значении вежливых слов, но и большое разнообразие сценок-миниатюр, в которых участвовали сами дети. Этические занятия проходили с большим интересом для ребят!

Этическое занятие

на тему:

«Вежливые слова» (часть 1)

Цели:

- формирование знаний и навыков культурного поведения;

- учить вежливому обращению друг к другу;

- развитие устной речи учащихся с помощью диалога;

- воспитание этических качеств личности.

Словарь: вежливые слова, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи.

Оборудование: наборное полотно, таблички со словарем, сюжетные картинки о вежливости; для сценки – парта, два стула, учебные принадлежности.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте! Сегодня наша линейка называется «Школа вежливости». Мы будем говорить вежливые слова. Кто знает вежливые слова?

Дети перечисляют известные им вежливые слова. Открывается табличка «Доброе утро».

- Ребята, когда нужно говорить «Доброе утро»? Утром вы просыпаетесь и говорите эти слова своим родным дома – маме, папе (дети дополняют: бабушке, дедушке, брату, сестре). В школе вы говорите «Доброе утро» кому?

Дети:

- Учителям, воспитателям, товарищам.

Воспитатель:

- Правильно! А днем какие вежливые слова вы говорите?

- Добрый день!

- А вечером что нужно сказать?

- Добрый вечер!

- Молодцы, ребята! А как эти приветствия можно сказать по-другому?

- Здравствуйте! – отвечают дети.

Воспитатель:

- Ребята, а вечером в спальне вы ложитесь спать и что говорите друг другу, воспитателям (если дома – родителям?

Дети говорят: «Спокойной ночи!»

Воспитатель:

- А когда вы уходите из школы, из дома и прощаетесь, какие вежливые слова говорите?

- До свидания!- отвечают дети.

Воспитатель:

- Такие слова благодарности как «спасибо» и «пожалуйста» нужно говорить чаще всего друг другу. Давайте посмотрим сценку о том, как важны эти слова.

Сценка:

Участники: дети Коля и Аня.

Идет урок рисования. Коля и Аня рисуют простыми карандашами. Вдруг у Коли сломался карандаш. Он обратился к Ане:

- Дай мне точилку! Я хочу починить карандаш!

- Нет, я не дам точилку тебе!- строго ответили девочка.

Сценка прерывается. Детям задается вопрос:

- Ребята, почему Аня не дала точилку Коле?

Дети высказывают свое мнение:

- Потому что жадная…

- Потому что Коля не сказал «пожалуйста»! Нужно попросить вежливо: «Аня, дай мне, ПОЖАЛУЙСТА, точилку!

Сценка заканчивается вежливой просьбой Коли к девочке.

Воспитатель:

-Вот сейчас Коля был вежливым, и Аня с радостью отдала ему нужную точилку! Вежливые слова нужно говорить всегда и всем: когда просишь, когда приветствуешь, когда прощаешься или извиняешься.

Давайте еще раз повторим их и запомним!

Дети читают вежливые слова на наборном полотне.

Воспитатель:

- Наше занятие окончено! До свидания!

Этическое занятие

на тему:

«Вежливое обращение ко взрослым и сверстникам» (часть 2)

Цели:

- формирование навыков культурного поведения;

- повторение и закрепление приобретенных навыков вежливого обращения;

- расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;

- осуществление работы над правильным произношением окончаний;

- воспитание нравственности обучающихся.

Словарь: здравствуй (те, привет, пока, вежливый, не вежливый.

Оборудование: наборное полотно, таблички со словами.

Ход занятия:

На наборное полотно воспитатель ставит табличку со словом «здравствуйте».

- Какое это слово?

Дети отвечают:

- Это вежливое слово.

Воспитатель:

- А какие вежливые слова вы еще знаете?

Дети перечисляют:

- Доброе утро (день, вечер, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините и т. д. (перечисляемые слова вставляются в наборное полотно).

Воспитатель:

- Молодцы! Сегодня мы снова будем говорить о вежливости, отвечать на вопросы, смотреть сценку.

- Дети, а вы знаете как нужно правильно разговаривать со старшими? Взрослым людям мы говорим «Вы», а друзьям, одноклассникам – «ты».

- Как вы здороваетесь со взрослыми?

Дети отвечают: «- Здравствуйте!»

Воспитатель:

- А вот как здороваются дети – посмотрим!

Навстречу друг другу выходят две девочки:

- Здравствуй!- поздоровалась одна.

- Привет! – поздоровалась другая.

Детям задается вопрос:

- Правильно ли поздоровались девочки?

-Да, можно приветствовать и «здравствуй», и «привет».

Воспитатель:

- А кому вы говорите «До свидания!» ?

Дети отвечают: «- Учителям, гостям, взрослым людям».

- А кому - «Пока» ?

- Другу, однокласснику.

Воспитатель:

- Можно ли сказать учителю «пока» ?

Дети: «- Нет! Это грубо, не вежливо!»

Воспитатель:

- Например, в столовой как вы просите хлеб у поваров?

- «Дайте, пожалуйста, хлеб!»- ответы детей.

- А если товарища просите дать вам кусочек хлеба?

- «Дай_ мне, пожалуйста, хлеб!»

Воспитатель:

- И не забывайте всегда говорить «пожалуйста» и «спасибо»!

- А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Кто вежливый?»

Сценка:

Участники: Учитель, три ученика.

Учительница входит в класс. Кто-то из детей пробегает вперёд, не пропуская учителя. И тут один ученик останавливается, и предложил учителю пройти вперед в класс:

- Проходите, пожалуйста!

- Спасибо! – благодарит учительница.

Тут же к классу подходит девочка.

- Таня, проходи, пожалуйста!- пропускает вежливый ученик девочку.

- Спасибо! – отвечает Таня.

Самым последним входит в класс вежливый мальчик. Сценка закончилась.

Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите кто вежливый, а кто – не вежлив?

Дети отвечают:

- Вежливый – мальчик Денис, потому что пропустил учителя и девочку вперед.

- Верно, молодцы!

Итог занятия. Вопросы:

-Что мы делали на занятии? Вам понравилось занятие? Почему?

Дети отвечают на вопросы.

-Занятие окончено. До встречи!

Этическое занятие

на тему:

«Вежливое отношение мальчиков к девочкам»

(часть 3)

Цели:

- закрепление навыков культурного поведения;

- расширение и обогащение словарного запаса детей;

- развитие устной речи учащихся с помощью диалогов.

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Словарь: быть внимательным, подать пальто, пропустить вперед, уступить место, слабее, помогать, защищать, благодарить.

Оборудование: наборное полотно, таблички со словами; для сценок- пальто девочки, несколько стульев, портфель, сумки, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте! Как называется наше занятие?

Дети: -Наше занятие называется «Школа вежливости».

- Верно! Что мы будем делать на занятии?

- Мы будем учиться вежливости, говорить вежливые слова, отвечать на вопросы, смотреть, показывать сценки. (Отвечают дети, ориентируясь на таблички на наборном полотне).

Воспитатель: -Ребята, все вы знаете, что в школе учатся и мальчики, и девочки. Как ведут себя мальчики? Какие они?

Дети: - Они смелые, сильные…

- А девочки?

- Девочки слабее мальчиков.

- Правильно! Поэтому мальчики должны быть внимательны к девочкам, помогать им и защищать.

В наборное полотно ставится табличка с данной фразой.

Воспитатель: - Наши ребята подготовили несколько сценок. Посмотрите, пожалуйста, как правильно нужно вести себя с девочками.

Сценка:

Во всех сценках-миниатюрах участвуют обучающиеся.

Дети одеваются на прогулку. Мальчик оделся сам и помогает девочке надеть пальто:

- Я помогу тебе надеть пальто!

- Спасибо, Саша! – отвечает девочка.

Воспитатель: - Правильно сделал Саша?

Дети: -Да, правильно, хорошо!

Воспитатель: -Также мальчики должны пропустить девочку вперед себя в дверях. Посмотрите как!

Сценка:

Ученики входят в класс. Вежливый мальчик сначала пропускает вперёд девочку:

- Наташа, Проходи, пожалуйста в класс!

- Спасибо, Коля!

Воспитатель: - Девочки всегда благодарят мальчиков за внимание, говорят «Спасибо». А сейчас посмотрите, как нужно вести себя в транспорте, кинотеатре.

Сценка:

Двое мальчиков едут в автобусе. На одной остановке входит девочка и становится рядом с сиденьем, где сидит мальчик Серёжа. Он покосился на девочку и тихо сказал: «Я сам хочу посидеть». Девочка прошла немного вперёд и тут один из мальчиков встал с сиденья и предложил ей присесть: «Садись, пожалуйста!» Девочка поблагодарила его и села на уступленное место.

Воспитатель: -Ребята, кто поступил правильно в этой сценке?

Дети: -Денис.

- Почему?

- Потому что он уступил место девочке, он вежливый.

- А кто вел себя не вежливо? Почему?

- Серёжа! Потому что он не хотел уступить место в автобусе.

- Верно! Подумайте, ребята, кто помогает девочкам нести тяжелые вещи? Почему?

- Помогают мальчики, потому что они сильнее девочек.

Сценка:

Наташа идет из школы. У неё большой и тяжелый портфель. К ней подходит Рома и предлагает свою помощь: «Наташа, давай я помогу тебе нести портфель!» Девочка приняла его услугу, говорит «Спасибо!»

Воспитатель: -А бывает и так, что девочек обижают. И, конечно же, мальчики должны защитить девочек от обидчика.

Сценка:

Кристина играет с мячом. Подбегает Толя и отбирает мяч у девочки. Она начинает плакать. И тут к ней подходит Ваня, жалеет её. Затем решительно идет к грубияну Толе и говорит: «Нельзя обижать девочек! Кристина слабее, её тебе легко обидеть! Отдай мяч и попроси прощения!». Толя нехотя отдаёт мяч девочке и извиняется: «Извини, Кристина! Я не буду обижать тебя.»

Кристина прощает Толю и дети начинают играть в мяч вместе.

Воспитатель: -Дети подружились! Вот как важно делать смелые поступки и говорить друг другу вежливые слова!

Подводятся итоги

Воспитатель: -Что мы делали сегодня на занятии?

Дети: -Мы учились вежливости, говорили вежливые слова, смотрели сценки, отвечали на вопросы.

- Ребята, давайте ещё раз повторим, как должны вести себя мальчики.

Дети по очереди выходят к наборному полотну и читают :

- Мальчики должны быть внимательны к девочкам;

- Уметь подать пальто;

- Пропустить вперёд себя в дверях;

- Уступить место в автобусе;

- Помочь девочкам нести тяжелые вещи;

- Защитить,если кто-то обижает девочку.

Воспитатель: -Вам понравилось занятие? Почему?

Дети: -Понравились сценки, было интересно.

- Занятие окончено! До свидания!

Публикации по теме:

Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию Как сформировать интерес к чтению? Если спросить у учителей чтения коррекционной школы, какую проблему они в своей работе считают трудной,.

Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «Осень в русской поэзии, прозе, живописи и музыке» .

Кратковременные образовательные практики. Серия обучающих занятий на определённую тему Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "№3" Кратковременная образовательная практика " Рисование по.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся» Мастер – класс на тему: Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся в моей работе Цель: Дать.

Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности для учащихся начальных классов Тема. Правила пожарной безопасности. Цели:- прививать навыки осторожного обращения с огнем; - познакомить учащихся с некоторыми причинами.

Районный конкурс чтецов к 70-летию Победы в ВОВ среди учащихся начальных классов МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5» Районный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в Вов. Составитель: Шубина.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «В гостях у снежинки» Сценарий мероприятия «В гостях у снежинки» Звук вьюги, завывание ветра. Появляется королева снежинок. Королева снежинок. В царстве.

Сценарий похода для учащихся начальных классов «Пиратский квест»Сценарий похода для учащихся начальных классов «Пиратский квест» Небольшая предистория: Моя дочка учится в 3 классе школы №91 г. Н. Новгорода. Каждый год в сентябре вся школа ездит за город в турпоход. Это.

Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционных школ II вида «Все профессии нужны, все профессии важны»Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционных школ II вида «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: 1. Расширить знания о профессиях. 2. Воспитание интереса к определенным видам трудовой деятельности, любви к труду. 3. Формирование.

Эссе  «Я учитель начальных классов» Эссе - Я учитель начальных классовПроводя анализ учебно- методических комплексов для начальной школы я пришла к выводу, что мне ближе всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 00:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия этических занятий на тему «Школа вежливости» для учащихся начальных классов коррекционных школ 1–2 вида» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Козлова (УИ 423366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД