ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в ЭВС «Контроль и я — лучшие друзья«
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
(гиперактивность или дефицит внимания)
«Контроль и я – лучшие друзья»
Содержание
1 Пояснительная записка … 3
2 Психологическая характеристика ребёнка … 3
3 Цель и задачи реализации Программы … 4
4 Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы … 5
5 Содержание коррекционно-развивающей работы … 6
Публикация «Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в ЭВС „Контроль и я — лучшие друзья„» размещена в разделах
6 Организация коррекционно-развивающей работы … 13
7 Материально-техническое обеспечение Программы … 13
8 Методическое обеспечение Программы … 13
9 Динамика развития ребёнка … 14
10 Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе … 14
1. Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ ФИО, ___ года рождения, посещающим старшую группу комбинированной направленности «Колокольчик» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № ___от ___г.
2. Психологическая характеристика ребёнка
№ п/п Характеризуемые параметры Характеристика ребёнка
Особенности эмоциональной сферы
1 Эмоциональные проявления Ребенок доброжелательный, отзывчивый, коммуникабельный, со сверстниками в любой ситуации с назревшим конфликтом ищет пути его урегулирования, часто идет на компромисс.
Преобладающий эмоциональный фон Ребенок эмоционально активен, зачастую эмоциональная возбудимость мешает ребенку в концентрации внимания.
Эмоциональный контроль Ребенок самостоятельно контролирует эмоции. Педагог приходит на помощь в случаях конфликтных ситуаций.
Особенности поведения
2 Проблемы в поведении Ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутиться, суетлив, во время ООД смотрит по сторонам, невнимателен. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает разные результаты. На вопросы отвечает, не дослушав вопрос до конца. Графические изображения воспроизводит, не дослушав команду, не соблюдая правил и границ изображения.
Особенности развития познавательной сферы
3 Восприятие Сенсорные эталоны у ребенка сформированы в соответствии с возрастом, ребенок различает цвета, величины, геометрические фигуры. Пространственное восприятие не сформировано в соответствии с возрастными требованиями. Ребенок полностью описывает пиктограмму эмоций, при этом использует односложные предложения и словосочетания.
Мышление Уровень образного мышления, словестно-логического, логического мышления не сформирован.
Внимание Уровень развития внимания низкий, при выполнении задания всегда торопиться, недослушав инструкцию до конца, при выполнении задания быстро исчезает интерес.
Память Слуховая и зрительная память ребенка не сформированы в соответствии с возрастными требованиями.
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками
4 Особенности контакта со взрослыми Ребенок быстро идет на контакт с новым человеком, часто проявляет инициативу, может организовать совместную деятельность, на замечания педагога реагирует положительно.
Особенности контакта со сверстниками В общении со сверстниками общителен, доброжелателен, самостоятельно организовывает игровую деятельность, в конфликтным ситуациях может идти на уступки.
Выявленные проблемы:
- Ребенок не не усидчив, не внимателен;
- Нарушена координация движений;
- Не сформирована крупная и мелкая моторика ;
- Не сформированы временные и пространственные представления;
- Не сформировано словестно-логическое, образное мышление;
- Слуховая и зрительная память ниже возрастных требований.
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи:
1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
2. Способствовать развитию внимания и воображения;
3. Формировать согласованность действий;
4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей, работающих с гиперактивными детьми.
Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.
При соблюдении режима проведения - 1занятие в неделю.
Время проведения – 25-30 минут.
Оптимальное число участников группы – от 2 до 6 человек.
Возраст - 5-6, 6-7 лет.
Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи: формирование функций программирования, контроля, кинетической организации движений и действий. Задания на занятиях даются последовательно, с усложнениями (ускорение темпа выполнения, добавления элементов, которые требуют навыков, удержания программы действий). Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требует своей специфики – постоянного контроля, высокой динамики построения занятий, лаконичности и четкости инструкций, ввиду того, что большинство детей имеют ОНР различных уровней и пространные инструкции трудны для восприятия.
3. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
• Эмоциональные реакции ребёнка адекватны и устойчивы, ребёнок эмоционально стабилен.
• Ребёнок умеет определять такие эмоциональные состояния людей, как радость, грусть, злость, удивление, вина по ситуации.
• Ребёнок способен передавить такие чувства, как радость, грусть, злость, удивление, вина, используя различные выразительные средства.
• Ребёнок находит в своём опыте такие эмоциональные переживания как радость, грусть, злость, удивление, вина.
• У ребёнка улучшилось внимание, память.
• Положительная динамика коррекции гиперактивности.
4. Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/
неделя № занятия/ Лексическая тема Задачи Содержание Оборудование
1 2 3 4 5
Декабрь 1 неделя Занятие №1 1. Развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности доверия детей друг к другу.
2. Развитие произвольности и самоконтроля.
3. Развитие согласованных движений, освоение и закрепление позы покоя, расслабления мышц рук и всего тела.
4. Снятие психоэмоционального напряжения.
1. Знакомство
2. Рисование на тему «Это Я»
3. Упражнение «Шалтай-Болтай»
4. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
5. Когнитивное упражнение "Чаша доброты"
6. Заключительный этап
Карандаш, лист бумаги, набор карандашей или восковых мелков.
Декабрь 2 неделя Занятие №2 1. Развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности доверия детей друг к другу.
2. Развитие произвольности и самоконтроля.
3. Развитие согласованных движений, освоение и закрепление позы покоя, расслабления мышц рук и всего тела.
4. Снятие психоэмоционального напряжения.
1. Упражнение из «Йоговской гимнастики для малышей»
2. Упражнение «Прогулка в лес»
3. Игра «Будь внимателен!»
4. Упражнение «Передай движение»
5. Коммуникативное упражнение «Маска»
6. Релаксация «Кулачки»
7. Заключительный этап
Декабрь 3 неделя Занятие №3 1. Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, расслабление мышц тела.
3. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.
4. Развитие коммуникативных навыков 1. Подвижная игра «Светофор»
2. Упражнение «Лягушка», «Замок»
3. Функциональное упражнение «Крик в пустыне»
4. Упражнение «Опиши игрушку»
5. Когнитивное упражнение «Чаша доброты».
6. Релаксация «Кораблик»
7. Заключительный этап
Декабрь 4 неделя Занятие №4 1. Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, расслабление мышц тела.
3. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.
4. Развитие коммуникативных навыков.
1. Растяжка "Лучики".
2. Рисование на тему «Моя семья»
3. Упражнение «Я сегодня вот такой (такая)»
4. Игра «Запрещенное движение»
5. Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный".
6. Когнитивное упражнение "Визуализация цвета".
7. Релаксация "Кулачки".
8. Заключительный этап
краски, карандаши, листы бумаги.
Январь 1 неделя Занятие №5 1. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков совместной деятельности.
3. Развитие координации движений и формирование тактильных ощущений.
1. Игра «Флажок»
2. Функциональное упражнение «Птенцы»
3. Функциональное упражнение «Послушать тишину»
4. Подвижная игра «Иголка и нитка»
5. Упражнение «Раз, два, три — говори!»
6. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла»
7. Заключительный этап мольберт и карандаши, мяч.
Январь 2 неделя Занятие №6 1. Развитие логического мышления, памяти, восприятия, развитие внимания.
2. Развитие двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
3. Развитие координации движений и приемов расслабления мышц тела.
4. Развитие самоконтроля и произвольности.
1. Упражнение «Потягушечки»
2. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка»
3. Игра «Составь пары картинок»
4. Игра «Самолеты»
5. Упражнение «Найди неточности в моём суждении»
6. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»
7. Заключительный этап
30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка
Январь 3 неделя Занятие №7 1. Развитие логического мышления, памяти, восприятия, развитие внимания.
2. Развитие двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
3. Развитие координации движений и приемов расслабления мышц тела.
4. Развитие самоконтроля и произвольности.
1. Упражнение "Кулак-ребро-ладонь".
2. Упражнение "Ухо-нос".
3. Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой".
4. Когнитивное упражнение "Движение".
5. Релаксация "Олени".
6. Заключительный этап
30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка.
Февраль 1 неделя Занятие №8 1. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
3. Развитие коммуникативных навыков, двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
4. Развитие межполушарного взаимодействия.
1. Игра «Запретные движения»
2. Коммуникативное упражнение «Сиамские близнецы»
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук
4. Упражнение «Одно большое животное»
5. Функциональное упражнение с правилами «Костер»
6. Релаксация «Олени»
7. Заключительный этап бинт (лента, палочка-выручалочка
Февраль 2 неделя Занятие №9 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля. 1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
2. Упражнение «Волшебный мешочек»
3. Когнитивное упражнение «Фотография»
4. Игра «Слушай и отвечай»
5. Функциональное упражнение «Рубка дров»
6. Релаксация «Любопытная Варвара»
7. Заключительный этап шарф, мяч.
Февраль 3 неделя Занятие №10 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра «Замри»
2. Функциональное упражнение "Черепаха".
3. Функциональное упражнение "Руки-ноги".
4. Релаксация "Загораем".
5. Заключительный этап шарф, мяч.
Февраль 4 неделя Занятие №11 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Рисование на тему «Я счастлив, я доволен». Обсуждение.
3. Упражнение на релаксацию мышц «Драка».
4. Упражнение на снятие мышечного напряжения.
5. Функциональное упражнение "Руки-ноги".
6. Релаксация "Штанга".
7. Заключительный этап. Листы бумаги, карандаши, краски, мяч
Март 1 неделя Занятие №12 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Упражнение «Два дома».
3. Упражнение «Черепаха».
4. Упражнение на контроль двигательной активности.
5. Функциональное упражнение «Буратино».
6. Релаксация «Любопытная Варвара».
7. Заключительный этап. Мяч, карточки
Март 2 неделя Занятие №13 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Рисование на тему «Мой друг», «Мои любимые герои из сказок (кинофильмов)».
3. Упражнение на контроль мышечной активности.
4. Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев»
5. Функциональное упражнение "Пчелка".
6. Релаксация "Шарик".
7. Коммуникативное упражнение с правилами "Путаница".
8. Заключительный этап. Карточки эмоций, листы бумаги, краски, карандаши
Март 3 неделя Занятие №14 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Упражнение на умение направлять гнев в «нужное русло»
3. Игра «Обезьянка из Бразилии».
4. Когнитивное упражнение "Визуализация геометрических фигур".
5. Коммуникативное упражнение "Сороконожка".
6. Функциональное упражнение с правилами "Шалуны".
7. Релаксация "Пляж".
8. Прощальный ритуал.
Март 4 неделя Занятие №15 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Рисование на тему «Я сегодня вот такой.»
4. Игра «Четыре стихии».
5. Когнитивное упражнение "Фотография".
6. Когнитивное упражнение "Мельница".
7. Коммуникативное упражнение "Сиамские близнецы".
8. Релаксация "Огонь и лед".
Март 5 неделя Занятие №16 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Рисование на тему «Как хорошо, что завтра.». Обсуждение.
3. Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев».
4. Упражнение на формирование умения направлять гнев в «нужное русло».
5 Упражнение "Паровозик".
6. Упражнение "Рисующий слон".
7. Функциональное упражнение "Кто летает?".
8. Когнитивное упражнение "Визуализация перемещений".
9. Релаксация "Ковер-самолет".
10. Прощальный ритуал. Листы бумаги, карандаши, краски, мяч
Апрель 1 неделя Занятие №17 1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
1. Игра-приветствие.
2. Рисование на тему «Чему я научился в группе». Обсуждение.
3. Упражнение на осуществление контроля над гневом.
4. Игра по выбору участников.
5. Когнитивное упражнение "Визуализация Волшебника".
6. Функциональное упражнение "Рубка дров".
7. Релаксация "Раскачивающееся дерево".
8. Обсуждение занятия. Листы бумаги, карандаши, краски, мяч
6. Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения Количество занятий в неделю Длительность занятия Форма занятия Расписание занятий
17 1 30 мин. Индивидуальная Вторник
10.45-11.15
1. Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности
№ п/п Наименование Количество мест
1 Кабинет педагога-психолога 8
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности
№ п/п Наименование технических средств Количество
1 Ноутбук 2
2 Магнитофон 1
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности
№ п/п Наименование Количество
1 Детский стол (регулируемый по высоте) 2
2 Детский стул (регулируемые по высоте) 8
3 Магнитная доска 1
2. Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности
№ п/п Наименование Количество
1 Дидактическая игра «В мире эмоций» 1
2 Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет. 1
3 Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» 1
4 Сюжетные картинки различной тематики 1
5 Кинетический песок 1
6 Формочки 1 набор
7 Юнгианская песочница 1
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности
№ п/п Наименование Количество
И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М. : Книголюб, 2005. – 64с.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб. : Речь, 2007. — 186 с.
И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях»
Издательство Института Психотерапии. - Москва, 2001 – 45 с.
В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т. Г. Горячевой, В. И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю. В. Касаткиной, Н. В. Клюевой, Л. В. Константиновой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк,А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.
3. Динамика развития ребёнка
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
4. Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе
___
Педагог-психолог ___ / Фамилия И. О.