кристина прокопьева
Программа индивидуального развития дошкольника с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
По материалам книги: Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : методические рекомендации / С. В. Соловьева. – Екатеринбург: ИРО, 2011. – 140 с.
В данном разделе представлена примерная программа индивидуального развития дошкольника, имеющего нарушения речи. Конкретное содержание программы прописывается с учетом возраста, речевого диагноза, решаемых коррекционных задач.
Ф. И. О. ребенка ___
Темочки:
Речевой диагноз ___ Возраст ___
№ Разделы коррекци-онной работы Задачи обучения Содержание коррекцион-ной работы
1 период обучения (сентябрь - ноябрь)
1 Диагностика рече-вого развития Выявление состояния структурных компонентов речевого развития и уровня их сформированности 1. Обследование струк-турных компонентов ре-чевого развития.
2. Заполнение речевой карты.
3. Составление перспек-тивного плана коррекци-онной работы.
2 Звукопроизношение Развитие органов арти-куляции и подготовка их к постановке недо-пускающих звуков 1. Уточнение гласных звуков: о, а, у, и, ы.
2. Уточнение согласных звуков: м-м, п-п, т-т, н-н, в-в.
3. Дифференциация глас-ных и согласных звуков.
4. Постановка звуков, их закрепление: к-к, х-х, л-л, с-с
3 Слоговая структура
слова Упорядочение слоговой
структуры слов с за-крытым слогом, слов со стечением согласных звуков 1. Слова длинные и ко-роткие (кот – трактори-сты).
2. Отстукивание ритмических рисунков слов.
3. Воспроизведение сло-гового ряда типа: па-по-пу.
4. Воспроизведение сло-гового ряда стечением согласных звуков типа: пта-хто-вту.
4 Фонематический
слух Развитие фонематиче-ского восприятия, обу-чение определению ме-ста звука в слове 1. Выделение заданного звука в слоге, слове, предложении, тексте.
2. Выделение ударного гласного звука в слове.
3. Запоминание и воспро-изведение количества гласных звуков: а, о, у, ы.
4. Определение количе-ства произнесенных зву-ков, их последовательно-сти.
5 Лексико-грамматические ка-тегории Развитие понимания устной речи, обучение умению вслушиваться в
обращенную речь, обу-чение умению выделять названия предметов, действий, признаков 1. Практическое усвоение некоторых приемов сло-вообразования:
- образование существи-тельных уменьшительно-ласкательными суффик-сами;
- образование глаголов с разными приставками (уехал, приехал, отъехал).
2. Практическое овладе-ние существительными единственного и множе-ственного числа (стол -стулья).
3. Употребление глаголов во множественном числе настоящего времени (по-ем, стоим).
2 период обучения (декабрь - март)
6 Звукопроизношение Закрепление звуков, исправленных в первом периоде обучения.
Постановка свистящих и шипящих звуков 1. Постановка звуков (с-с, з-з, ц, их автоматизация.
2. Постановка шипящих звуков, их автоматизация в слогах, словах и пред-ложениях.
3. Усвоение слоговой структуры двусложных слов с трудными звуками (Саша, зайцы).
4. Развитие фонематиче-ского слуха посредством нахождения места в слове заданного звука, различения звуков мягких и твердых, глухих и звонких, выделения звука из ряда других: с, з, л, п, в.
5. Обор картинок с заданным звуком.
6. Придумывание слов с изучаемым звуком.
7. Определение количе-ства звуков в ряду, слоге, слове.
7 Лексико-грамматические ка-тегории Практическое овладе-ние способами словообразования и согласования прилагательных с существительными 1. Практическое усвоение относительных прилага-тельных проводится в процессе ознакомления с предметным словарем (мой зонт, моя шапка).
2. Уточнение знаний о различных материалах, их свойствах (мех, дерево и др.).
3. Образование слов с помощью суффиксов (бумага - бумажный).
4. Изучение обобщающе-го значения слов (пласт-массовые игрушки).
5. Образование прилага-тельных от заданных слов (береза - березовый).
6. Составление простых предложений с однород-ными членами.
7. Составление слов с со-юзами «и», «или».
8. Составление сложно-подчиненных предложе-ний с союзом «потому что».
9. Обучение употребле-нию предлогов «в», «на»,
«под», «из».
8 Связная речь Развитие разных форм
связной речи : диалоги-ческой, монологической
Знакомство со структу-рой составления рассказа. 1. Пересказ литературных произведений (выбороч-ный, по плану).
2. Обучение описанию предмета:
- рассматривание игруш-ки, предмета;
- выделение его качеств (цвет, форма, величина);
- назначение предмета;
- выражение своего отно-шения к предмету.
3. Составление рассказа по картинке и серии сю-жетных картинок:
- «Мы играем», «Зимние забавы», «Новенькая»;
- рассматривание карти-ны;
- словарная работа;
- уточнение содержания с помощью вопросов.
4. Составление плана к рассказу.
5. Составление рассказа по плану.
3 период обучения (апрель - май)
9 Звукопроизношение Автоматизация постав-ленных звуков. Разви-тие навыков звукового анализа. 1. Автоматизация звуков: с, з, ц, ш, ж, р.
2. Дифференцияация зву-ков: с-з, л-л, т-т, с-ш, ж-з.
3. Развитие навыков зву-кового анализа.
4. Определение места звука в слове.
5. Выделение из слов гласных и согласных зву-ков.
6. Анализ односложных слов типа «кот», «суп», «мак».
10 Лексико-грамматические ка-тегории Практическое усвоение
антонимов и синони-мов.
Формирование лексико-грамматических категорий 1. Образование относи-тельных прилагательных
(лисий хвост).
2. Употребление притя-жательных прилагатель-ных.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами (стульчик, ди-ванчик).
4. Усвоение антонимов и синонимов.
5. Расширение значений предлогов.
6. Составление распро-страненных предложений
(4-5 слов).
7. Составление сложно-подчиненных предложе-ний с союзом «чтобы», «потому что».
11 Связная речь Составление несложных рассказов.
Составление структуры
построения рассказа. 1. Составление простей-ших рассказов о любимой игрушке, домашних животных (4 занятия).
2. Пересказ художествен-ных произведений по программе детского сада (6 занятий).
3. Составление рассказа по сюжетным картинкам (5 занятий).
4. Рассказы из личного опыта (3 занятий).
5. Рассказы на заданную тему (4 занятия).