Екатерина Смирнова
Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям : «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Публикация «Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
ФГОС ДО ставит задачу формирование общей культуры личности. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется первичным представлением об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, расточительность, трудолюбие, смекалка, умение планировать дела, осуждение жадности).
В чем же заключается актуальность программы по финансовой грамотности?
Современное поколение живет в новых экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят в магазин с родителями, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом (житейском) уровне. Специалисты считают что не верно, и даже опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, в частности о финансово-экономических отношениях. Потому что «деньги», «богатство», «реклама», «кредит» и другие финансовые категории несут в себе большой воспитательный потенциал наполненный таким этическим содержанием как «честность», «доброта», «трудолюбие». Человек который уверен в своем будущем чувствует себя гораздо лучше и поэтому наши дети должны быть в курсе как правильно пользовать средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут передаться через базовые нравственные представления о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам а затем и деньгам. Центральная идея – «Я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают как именно они должны поступить: поделиться, подарить, положить в копилку и т. д. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий они окажутся полностью бесполезны. Из этого следует правило: Представление о нормах финансового поведения формируется на основе определенной последовательности поступков и умело демонстрируются взрослыми. Все вышеизложенное и делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с раннего возраста.
Наблюдение за детьми старшего школьного возраста и результаты исследовательской деятельности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания и финансового просвещения. Так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных финансово-экономических отношениях.
Программа должна быть составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей) и направлена на достижение следующих задач:
• формирование экономических представлений и компетенций,
• развитие экономического мышления дошкольников,
• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,
• обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней,
• обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию,
• обучение детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих финансово-экономический характер.
Результатом работы по программе дополнительного образования можно считать следующее:
Дошкольник должен :
• знать основные финансово-экономические понятия и категории,
• иметь знания о новых профессиях: и уметь рассказывать о них,
• обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий,
• воспитывать в себе такие качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша,
• развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца,
• иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»,
• уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом,
• уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях,
• понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей,
• уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги,
• осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.